Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К чему готовиться энергетике после возвращения Дональда Трампа в Белый дом

К чему готовиться энергетике после возвращения Дональда Трампа в Белый дом

Весь мир ждет, когда Дональд Трамп вступит в свои права как президент США. Трампа в России (да и во многих иных странах мира) часто представляют как политика в стиле realpolitik, то есть игрока, для которого важна не идеология, а совокупность сделок. Однако на самом деле у него есть ряд довольно четких представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Особенно в сегменте экономики. И энергетики в том числе.

Не секрет, что Трамп - убежденный сторонник углеводородов. Считающий ускоренный энергопереход глупостью. Он почти наверняка снова выйдет из Парижского соглашения, символизирующего необходимость отказа от ископаемого топлива. При это наивно трактовать демократов в США как борцов с нефтью и газом. Не читайте до обеда последних указов Байдена, запрещающих бурение нефтегазовых скважин на атлантическом и тихоокеанском побережьях. Они сделаны по "методу Штирлица" про последнюю фразу. Ясно, что это уже подготовка к мемуарам "каким зеленым президентом я был". Трамп сразу же отправит их в мусорную корзину.
Скорее всего, Трамп отменит все указы Джо Байдена, препятствующие новым американским проектам добычи нефти

В реальности при Байдене добыча нефти в США только росла. Если брать предварительные итоги 2024 года, то в целом за год мы проиграли примерно 25% США по производству нефти с конденсатом. А если брать суточные показатели конца года, увы, разрыв будет еще сильнее. А самым "нефтяным" президентом США в XXI веке, если брать темпы роста добычи нефти, был вовсе не Трамп первого срока, а Барак Обама. На словах обещавший ввести особый зеленый налог на добытчиков "черного золота".

Сегодня США - абсолютный мировой лидер по производству углеводородов. И по нефти, и по газу. Давайте не забывать это обстоятельство! Нас более 15 лет уговаривают отказаться от собственной добычи нефти, убеждая в том, что у нее нет перспектив, ведь победа энергоперехода быстра и неизбежна. Пусть хотя бы Трамп отрезвит нас. То, что Трамп - открытый сторонник нефти, способствует реабилитации нефти как товара. И продлению ее эпохи. Нефть - это еще надолго.

Это хорошая новость. Но есть и плохая. Трамп хотел бы, чтобы добывала и продавала нефть на мировом рынке именно Америка. Равно как и сжиженный природный газ (СПГ). Возможности для дальнейшего расширения производства у нее есть. Новые американские СПГ-заводы, кстати, уже строятся. По нефти надежда не только на сланцы (которые, кстати, хоронят более десяти лет, но которые, увы, ставят рекорд за рекордом). Есть еще глубоководный шельф Мексиканского залива (скоро Трамп переименует его в Американский).

Далее - арктический шельф. Можно сколь угодно смеяться на тему Канады и Гренландии, но в картине мира Трампа это логичный ход. Канада на самом деле давний пример того, как новые технологии продлевают жизнь нефтяной индустрии. Научившись добывать нефть из своих песчаников, Канада с конца 1990-х годов более чем в три раза увеличила свои доказанные коммерческие запасы по западным оценкам. The Energy Institute отводит ей почти 10% мировых доказанных запасов нефти. И это более чем в два раза больше, чем у самих США (тему методики и достоверности оценок оставим пока для другого случая). С Гренландией стратегически тоже все интересно. Пока все оценки ее ресурсного потенциала очень условны. Точно нельзя сказать, какие запасы нефти на шельфе. Но они есть. В 2021 году Гренландия приостановила проекты по нефтеразведке и перестала выдавать лицензии на ее добычу.

Надо понимать, что потребление нефти в мире будет расти. В том числе за счет фактора Трампа. Однако темпы будут не такими, чтобы рынок вместил всех желающих нефть добывать. США хотят убрать с рынка нас. Минэнерго США в самом свежем прогнозе на 2025 год пишет, что добыча нефти в 2025 году вырастет на 1,6 млн баррелей в сутки, и только 10% этого роста она отводит всей ОПЕК+.

Так что не воспринимайте санкции 10 января как предмет для торга. Они полностью устраивают Трампа. Аналогично и прекращение транзита газа через Украину. Увы, санкции против российского нефтегаза всерьез и надолго. Причем, как мы видим, вовсе не только против текущей продажи. Не случайно они бьют по будущему добычи: по сервисным и геологоразведочным компаниям. При этом Вашингтон в идеале хотел бы "умных санкций". То есть постоянной, но постепенной докрутки санкций против российского нефтегаза, чтобы добывали и экспортировали мы все меньше и меньше, но чтобы мировые цены при этом не росли слишком уж быстро. Ясно, что предвыборные сказки Трампа про обвал цен можете смело забыть. Но и допускать чрезмерного роста цен на американских заправках нельзя (выборы в США - поточный процесс).

Трамп еще раз напоминает нам, что нефть и газ не проклятье, а ценный ресурс. Но за рынки идет отчаянная борьба. А проблема наша не в том, что мы добываем нефть. Настоящие трудности будут тогда, когда мы этого сделать не сможем. При нашем налоговом и стратегическом планировании хорошо бы это помнить. Давайте разочаруем Трампа - по крайней мере не уроним добычу углеводородов.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Опубликовано: Российская газета, 19.01.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики