Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкциям наперекор. Фрахт танкеров подорожал, но экспорт нефти сохранился

Санкциям наперекор. Фрахт танкеров подорожал, но экспорт нефти сохранился

Американские санкции вызвали резкий рост ставок фрахта танкеров, перевозящих российскую нефть, но к отказу от покупки у нас сырья со стороны третьих стран это не привело, сообщил aif.ru эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Ставки фрахта, действительно выросли, но не только для нас, — указал эксперт. — Из других стран, например, из Ирака или Саудовской Аравии, тоже перевозка нефти теперь обходится дороже. Конечно, для нас ставки выросли больше, тем не менее покупатели не отказываются от новых сделок, танкеры по-прежнему загружают и в ближневосточных, и в российских портах».

Фрахт танкеров в российских портах резко подорожал после введения США 10 января «самых значительных» санкций против энергетической отрасли нашей страны и «теневого танкерного флота». В зависимости от направления ставки подскочили от 40% до 239%. По сообщению агентства Reuters, это даже стало поводом для крупнейших покупателей нашей нефти, Индии и Китая, вовсе отказаться от российской нефти. И здесь важно отделить информационные «зерна от плевел».

«История с временным отказом Индии и Китая от покупок российской нефти преувеличенная, — уверен Юшков. — Видимо, в Reuters очень хотели показать, что санкции работают. В реальности после введения США „самых значительных“ ограничений против нашей энергетической отрасли, против танкерного теневого флота, поставки не прекратились, но, действительно, мартовских фьючерсов на нефть индусы и китайцы купили меньше. Идет некоторая перестройка рынка после введения американских санкций. Нужно будет „убрать“ из цепочки сделок следы подсанкционных компаний, подкорректировать логистику».

Очередное перестроение в конечном итоге вряд ли снизит объемы нашего нефтяного экспорта, но расходы это увеличит, вырастут издержки на транспортировку и, возможно, скидки на российскую нефть.

«И Китай, и Индия постараются воспользоваться ситуацией, чтобы выторговать более выгодные условия для себя, — допускает эксперт. — Возить мы не перестанем. Пока наш теневой флот танкеров избыточен, попавшим под санкции судам есть замена. Но логистические схемы усложнятся, рентабельность продаж снизится. Возросшие ставки фрахта танкеров обернутся для нефтекомпаний дополнительными расходами в размере десятков, до сотни миллионов, долларов в год, но на доходах федерального бюджета это не скажется».

Ранее эксперт объяснил aif.ru, как сокращение бурения скажется на объемах российской нефтедобычи.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 28.01.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики