Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Астана продлевают ограничения на экспорт топлива

Москва и Астана продлевают ограничения на экспорт топлива

Россия продлила запрет на экспорт бензина всем, кроме производителей

В России до конца февраля отгружать бензин за рубеж смогут только производители. В Казахстане до конца марта будет действовать почти тотальный запрет на вывоз за пределы страны бензина и дизтоплива автомобильным и железнодорожным транспортом. В обеих странах ограничения введены для стабилизации цен на внутреннем топливном рынке

В том или ином виде ограничения на экспорт продуктов нефтепереработки в России действуют с марта 2024 года. Изначально они вводились из-за резкого роста цен. В ноябре прошлого года правительство смягчило запрет и разрешило экспорт бензина производителям, переработавшим в 2022 году не менее 1 млн тонн нефти. Теперь такое ограничение будет действовать как минимум до начала весны.

Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Речь идет о том, что производителям нефтепродуктов разрешается экспортировать бензин, а тем, кто его не производит, не разрешается. То есть по-прежнему какие-то ограничения есть, но они минимальны. Это сделано для того, чтобы не было оттока нефтепродуктов за счет перекупщиков, за счет посредников. Соответственно, исключить еще ситуацию, когда нефтепродукты были произведены для внутреннего рынка, [а пошли на внешний]. Бывало, что получали на объемы нефтепродуктов выплаты по демпферу, а эти нефтепродукты все равно потом экспортировались. И это несправедливая история, потому что государство выплачивает деньги по демпферу для того, чтобы удержать рост цен на внутреннем рынке. То есть, по сути, это субсидируемое топливо, а его еще экспортируют».

В Казахстане ситуация с топливом намного серьезнее. Цены на бензин там заметно ниже, чем в России, и бензина не хватает уже самим казахам. Ограничения на экспорт топлива в стране были введены минувший осенью. Теперь власти их ужесточили: до конца марта вывоз топлива запрещен, в том числе в страны ЕАЭС. О причинах такого решения рассказывает гендиректор радио «Бизнес FM — Казахстан» Рустам Максутов:

«У нас сейчас самое дешевое топливо по сравнению с Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном. И наметилась тенденция: наши граждане вывозят топливо в бензобаках автомобилей, как-то автоматически их увеличивая и перепродавая на границах Российской Федерации, Кыргызстана и Узбекистана. Соответственно, наша страна в жестком порядке вводит запрет на вывоз топлива. Это наказуемо. Сейчас наша республика приняла решение постепенно увеличивать цены на топливо уже начиная с 1 февраля. Сейчас в Казахстане Аи-95 на заправках стоит 272 тенге за 1 литр, если переводить на рубли, это 51,8 рубля. Это достаточно дешево по сравнению с вашими ценами».

Из-за дешевого топлива российские дальнобойщики, которые следовали транзитом через Казахстан, заливались там дизелем, что называется, под завязку. Теперь, вероятно, не смогут: это теперь будет считаться вывозом топлива за границу.

Автор: Михаил Задорожный

Источник: BFM.RU, 31.01.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики