Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ не отказывается от планов развивать производство сжиженного природного газа

РФ не отказывается от планов развивать производство сжиженного природного газа

Исключение из перечня инициатив социально-экономического развития России до 2030 года пункта "Прорыв на рынки СПГ" не означает отказа от расширения производства сжиженного природного газа (СПГ) в нашей стране. Формально причины исключения технические, чтобы не плодить сущности без надобности. Как пояснили "РГ" в минпромторге, ведомство инициировало исключение инициативы ввиду разработки нацпроекта "Новые атомные и энергетические технологии" (запущен с 2025 года), включающего в себя в том числе федеральный проект "Оборудование для производства СПГ".

 

Истинные причины пертурбации едва ли будут озвучены, но можно допустить, что они связаны с санкциями, которые затронули почти все действующие, строящиеся и перспективные проекты по производству СПГ в нашей стране. Говорить о завоевании экспортных рынков российским СПГ сейчас немного самонадеянно. Даже не из-за прямых санкций против российских проектов, а из-за нехватки транспорта - танкеров-газовозов высшего ледового класса для поставок готового продукта на рынки сбыта.

 

Санкции затронули почти все действующие, строящиеся и перспективные проекты по производству сжиженного природного газа в России

Официально о корректировке планов по объемам производства и экспорта СПГ заявлено не было. К 2030 году в стране должно выпускаться до 100 млн тонн СПГ. В прошлом году было произведено приблизительно 34 млн тонн СПГ, из которых 33,6 млн тонн было отправлено на экспорт. Ранее ожидалось, что в 2024 году производство превысит 40 млн тонн. Произошедшее отставание от планов здесь легко объяснимо. К 2025 году должны были заработать две линии завода "Арктик СПГ-2", каждая мощностью по 6,6 млн тонн в год. Но в конце 2023 года США внесли проект в санкционный список. В результате запущена оказалась только одна линия. Но не потому, что вторую не можем построить, а по причине отсутствия судов для транспортировки СПГ. Официально СПГ не вывозится и с первой линии завода. Заказанные в Южной Корее газовозы из-за санкций США так и не были переданы российскому проекту. Но стратегически дело не только в газовозах.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если говорить о долгосрочных перспективах СПГ-отрасли в России, то создание собственных компетенций по всей цепочке производства и обслуживания оборудования, включая средства доставки, - стратегическая задача. 

В отношении "Арктик СПГ-2" эксперт уточняет, что на судьбе проекта также сказался дефицит покупателей, готовых идти на покупку СПГ с подсанкционного завода.

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, основная надежда у российских газовых компаний в том, что Китай и, возможно, ряд других дружественных стран согласятся покупать подсанкционный СПГ со скидкой. Уже в этом году ожидается завершение строительства первых российских газовозов ледового класса, что теоретически позволяет начать поставки с первой линии "Арктик СПГ-2", если найдутся покупатели, уточняет эксперт.

То есть от планов экспансии нашего СПГ на внешние рынки мы не отказываемся, но главная задача сейчас в том, чтобы обеспечить средства, которыми эту экспансию проводить. Как уточняет Гривач, сейчас стоит цель реализовать уже заявленные СПГ-проекты в условиях внешних ограничений. А обходить существующие санкции на рынке СПГ сложнее, чем на нефтяном, где мы уже поднаторели в этом вопросе.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, в сфере СПГ меньше и владельцев соответствующих технологий, и просто газовозов. Поэтому сформировать "серый флот" подобно тому, как это сделано в нефтяной сфере, будет непросто. Хотя в СМИ уже появлялась информация о швартовке в районе Ямала "неопознанных" газовозов. Поэтому в идеале надо рассчитывать на создание собственного флота, что займет в лучшем случае 5-10 лет. К тому времени конкуренция на глобальном СПГ-рынке обострится, что затруднит нашим проектам выход на него, считает Андрианов.

Но помимо экспортных перспектив СПГ есть еще внутренний спрос, пока небольшой. Здесь у СПГ есть хороший потенциал как газомоторного топлива, отмечает Гривач. К сожалению, правительство и ответственные регуляторы действуют в этой сфере, мягко говоря, непоследовательно и нерешительно. У нас до сих пор нет внятной программы развития в этой сфере, сетует эксперт.

Более сдержан в отношении внутреннего спроса Андрианов. Он считает, что это локальные истории, связанные с поставкой СПГ для нужд коммунального хозяйства в отдаленных регионах и переводом транспорта на газомоторное топливо. Для насыщения такого спроса не надо реализовывать громадные проекты в арктических регионах, достаточно разместить небольшие установки возле существующей инфраструктуры.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 30.01.2025

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики