Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты оценили риски для бюджета из-за снижения цен на российскую нефть

Эксперты оценили риски для бюджета из-за снижения цен на российскую нефть

В январе цена на российскую нефть марки Urals опустилась ниже price cap (потолка цены) - 60 долларов за баррель. Этим уровнем страны G-7 и ЕС пытаются ограничить экспортную стоимость нашей нефти, чтобы уменьшить доходы российского бюджета. Впрочем, большую часть 2024 года она торговалась выше искусственного потолка.

Снижение цены Urals связано как с небольшим проседанием мировых котировок "черного золота", так и выросшими скидками на российскую нефть. В декабре дисконт Urals к эталонному сорту североморской нефти Brent составлял 12 долл. с барреля, сейчас - около 14 долл. Такие данные приводит "Интерфакс" со ссылкой на ценовое агентство Argus.

Бюджет России на 2025 год сверстан из расчета цены российской нефти в 69,7 долл. за баррель с учетом дополнительных нефтегазовых доходов, а только базовые доходы рассчитаны из цены 60 долл. за баррель. При этом с этого года стоимость российской нефти для расчета налогов определяется не только ценой Urals, а комбинацией с котировками другого экспортного сорта - ESPO, отгружаемого через порты дальнего Востока и традиционно дороже Urals. Сейчас цена ESPO выше 60 долл. за баррель и это должно положительно сказаться на первых налоговых выплатах за этот год из отрасли в феврале, которые будут производиться за январь. Весь Urals в корзине для расчета налогов - 78%, вес ESPO - 22%.

По словам аналитика ФГ "Финам" Александра Потавина, рост дисконта на российские сорта нефти стал основным последствием введенных в январе санкций США. Есть надежда, что по мере адаптации к ним российского бизнеса, дисконт может начать снижаться, поскольку схожие санкции против РФ вводились и ранее и они не приводили к критическим последствиям. Однако сейчас под угрозой оказалась значительная часть экспорта российской нефти.

По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), Россия может потерять около 47 млрд долл. экспортной выручки в 2025 году из-за снижения объемов экспорта нефти, нефтепродуктов, которые повлияют на объемы добычи нефти в стране, а также из-за слабости мировых цен нефти и роста дисконта на российскую нефть Urals, поясняет эксперт.

Также в санкционном сценарии ЦМАКП говорится, что снижение физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов из России в 2025 году может составить приблизительно 30 млн тонн (в 2024 году было экспортировано 240 млн тонн нефти) и соответственно снизится добыча. Налоги в российскую казну поступают с объемов добычи нефти.

Но, как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, пока статистика отгрузки российской нефти в портах на досанкционном уровне. В неделю из них выходит порядка 29 танкеров. Это хорошие цифры, и на объемах нашего нефтяного экспорта последние санкции пока не сказались. Правда, западные недоброжелатели ждут, что в иностранных портах эту нашу нефть могут перестать принимать, замечает эксперт. Но едва ли такое произойдет, Китай и Индия продолжат покупать наше сырье, хотя будут использовать санкции для жесточайшего торга, чтобы сбить на российскую нефть и нефтепродукты цены. Поэтому дисконты могут и увеличиться, уточняет он.

По мнению руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максима Малкова, рост дисконта на российскую нефть, с наиболее высокой вероятностью, является временной реакцией рынка на усложнение логистики поставок. Около половины судов, перевозящих российскую нефть, находятся под теми или иными санкциями, это усложняет и удорожает логистику, закладывается в ставки фрахта и формирует дисконт. Если посмотреть на ставки фрахта, то они выросли как раз до 10-13 долларов за баррель, что практически эквивалентно спрэду между Urals и Brent.

В перспективе в ближайшее время дисконт на Urals к Brent может увеличиться до 15 долл. за баррель, считает Симонов. Это неприятно, но вспомним конец 2022 года и начало 2023 года, когда только были введен price cap и эмбарго на покупку российской нефти ЕС, G-7 и Австралии. Вот тогда размер дисконта был для нас катастрофический (в моменте до 35 долл. за баррель). А нам к тому же необходимо было перестраивать всю систему нефтяного экспорта. Сейчас отрасль значительно устойчивей к новым санкциям, созданы трейдинговые и страховые компании, работающие с нашей нефтью, а дисконт даже в 15 долл. не является "страшной" проблемой или шоком. К тому же новая налоговая формула, с учетом стоимости ESPO, прибавит к цене нефти, по которой будут рассчитываться выплаты нефтяных компаний в бюджет приблизительно 2 долл. за баррель, поясняет эксперт.

Как только решения для логистических вопросов будут найдены, ставки фрахта и дисконт снова снизятся - этот цикл уже неоднократно наблюдался в прошлом и позапрошлом годах, считает Малков. При этом общее увеличение спроса на нефть в 2025 года оценивается в диапазоне 1,0-1,5 млн баррелей в сутки, что позволяет оптимистично оценивать перспективы российского экспорта нефти, несмотря на локальные трудности, уточняет он.

Схожая точка зрения у Потавина. Повышение дисконта временное, поскольку нефтедобытчики могут найти новые обходные пути для введенных ограничений. Если в 2025 году Россия и Украина наконец сядут за стол переговоров и вступят в силу мирные договоренности, очевидно, что санкционное давление на российский нефтегазовый сектор может быть снижено и дисконт Urals будет снижаться до уровней, сопоставимых осенью 2024 года (8-9 долл. за баррель).

При этом Симонов указывает, что есть риски снижения мировых цен на нефть. Пока Brent стоит в районе 75 долл. за баррель российскому бюджету едва ли чего-то угрожает, но, если цены пойдут к 70, а тем более ниже, проблемы могут быть. Кроме того, эксперт напоминает, что Трамп угрожал России новыми жесточайшими санкциями, по-видимому, по иранскому образцу (полный запрет экспорта нефти), и к такому сценарию нам тоже нужно быть готовыми. Причем выстраивать торговлю нефтью нам, фактически, опять придется заново.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики