Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкерам с российской нефтью хотят закрыть Балтийское море

Танкерам с российской нефтью хотят закрыть Балтийское море

Страны ЕС, имеющие выход к Балтийскому морю, рассматривают возможности проводить задержания судов, входящих в российский так называемый теневой флот танкеров, перевозящих российскую нефть. Об этом сообщило издание Politico со ссылкой на слова европейских чиновников и дипломатов.

Они сообщили изданию, что сейчас разрабатываются изменения в законодательстве, которые позволят задерживать суда за потенциальный ущерб, которые они могут нанести окружающей среде и подводной критически важной инфраструктуре (связи, передачи электроэнергии, транспортировки газа итд). Определять опасные суда собираются по страховке. Будет сформирован список "надежных страховщиков", все суда, застрахованные в других компаниях, можно будет задерживать под соусом "борьбы с пиратством".

Понятно, что между "рассматривают" и "приняли" очень большая пропасть, но риск таких действий ЕС против судов с нашей нефтью в Балтийском море, особенно, в момент прохождения ими Датских проливов (выход в Северное море), стал абсолютно реальным.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, у нас нет альтернатив этому маршруту. Более половины морского экспорта сырой нефти РФ приходит через Датские проливы. Перенаправить эти объемы некуда. Увеличить нагрузку на порты Арктики или Новороссийск невозможно. Не говоря уже о том, что потребуется строительство новых нефтепроводов, а такой вопрос быстро не решается. 

Россия планирует увеличение мощностей перевалки нефти на черноморском направлении, но здесь существует ограничение в виде пропускной способности турецких проливов, уточняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. К тому же здесь возникает зависимость от "политических настроений" Анкары, которая может использовать тот же самый экологический аргумент для ограничения движения танкеров с российской нефтью. А поставки на Дальний Восток зависят от пропускной способности трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Кроме того, как замечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, перенаправление с Балтики на другие порты даже части экспорта существенно увеличит логистические издержки и сократит прибыль нефтяников. 

По мнению Симонова, для нас есть серьезная угроза. Начнут, вернее, уже начали, с судов, которые ходят под флагами третьих стран. И мы ошибаемся, когда не реагируем на эти задержания. Можно сказать, что сейчас ЕС проводит тесты, задерживая суда с нашей нефтью, ходящие под флагами наиболее политически слабых государств. Начали с танкера Eagle S, зарегистрированном на островах Кука, который обвинили в повреждении электрического кабеля Estlink 2 между Финляндией и Эстонией. Сейчас в Дании создана группа юристов, которые как раз занимаются изучением международного морского права, чтобы найти зацепки, по каким причинам можно останавливать торговые суда. Если почитать Конвенцию по морскому праву 1982 года, она оставляет не так много возможностей для задержания танкеров. Зацепок, по большому счету, только две - экология и подозрения в шпионаже, уточняет эксперт.

По мнению Андрианова, в первую очередь под удар попадут суда, идущие под нейтральными флагами. Насколько известно, "серый" флот танкеров (впрочем, как и большинство любых судов, плавающих в международных водах) использует флаги третьих стран. К тому же в этом случае России было бы сложнее защитить эти суда как в силовом, так и в юридическом отношении. Но если такие меры будут предприняты, то европейские суды будут завалены исками - причем не со стороны России, а со стороны компаний, зарегистрированных в третьих странах, и являющихся судовладельцами. Если в Европе остались хотя бы крупицы нормальной юридической системы, действие подобных ограничений будет отменено судами, считает эксперт.

С точки зрения Чернова, в своих собственных водах страны ЕС могут легко задерживать любые суда, как российские, так и третьих стран, никакого труда для них это не составит, поскольку они смогут привлекать к этому компетентные органы, в том числе военных. Россия, наверняка, постарается как-то ответить на такие действия.

Андрианов отмечает, что на аналогичных основаниях Россия могла бы досматривать любые европейские суда подозревая их, к примеру, в соблюдении режима антироссийских санкций, что противоречит российскому законодательству.

Но в нашей экономической зоне проходит не так уж много судов недружественных стран, чтобы мы могли серьезно ответить на враждебные действия ЕС. Поэтому Симонов считает, что реагировать на задержания судов с нашей нефтью и нефтепродуктами, даже если они шли под флагами третьих стран, мы должны уже сейчас. Уже есть нарушение Конвенции морского права о статусе Датских проливов, и мы должны четко обозначить свою позицию, заявить о ней, а не молчать или "выражать обеспокоенность". Нужны жесткие заявления наших чиновников на международном уровне, нужны ответные шаги - они создали комиссию, занимающуюся трактованием морского права в интересах ЕС, давайте мы создадим комиссию, расследующую задержания судов в Балтийском море в нарушение всех норм морского права. Без ответных шагов давление на нас будет только возрастать, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 11.02.2025

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики