Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин не выдержал подорожания

Бензин не выдержал подорожания

Бензиновый рынок страны снова лихорадит. За три недели оптовые цены выросли на 20%, но потом несколько снизились. Независимые АЗС уже не могут позволить нефтепродукты по таким ценам, считают эксперты. Теперь все будет зависеть от скорости вывода НПЗ из ремонта и политики правительства в отношении экспорта, чтобы насытить внутренний рынок, полагают они.

С 22 января по 10 февраля цены на бензин АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросли на 22% - с 46,9 тыс. рублей за тонну до 57,5 тыс. рублей. А бензин АИ-95 — на 22%, до 59,5 тыс. рублей.

В Крыму, где работают только независимые АЗС, заявили на этой неделе, что на некоторых автозаправочных станциях полуострова цены выросли от 20 до 60 копеек за литр.

«Из-за ограниченного объема оптовой реализации на бирже местные трейдеры не могут закупать необходимое количество светлых нефтепродуктов по более низким ценам. Как только оптовые цены начнут снижаться, это своевременно отразится на розничной стоимости бензина и дизтоплива на АЗС», — заявили в министерстве топлива и энергетики Крыма 11 февраля.

С этого дня, однако, оптовые котировки бензина пошли вниз и через два дня несколько нивелировали предыдущий рост. АИ-92 подешевел до 53,2 тыс. рублей за тонну, а АИ-95 — до 57,5 тыс. рублей.

18 февраля вице-премьер Александр Новак соберет совещание о ситуации на рынке нефтепродуктов, сообщил «Интерфакс». Сам заместитель председателя правительства заявил журналистам, что ситуация с нефтепереработкой стабильная и производство нефтепродуктов в этом году может даже вырасти.

Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что на рост цен повлияло сразу несколько факторов.

«Собственно, это влияние акцизов на бензин, которые выросли с начала года на 1438 рублей за тонну, и рост потребления на фоне тёплой зимы, так как часть „подснежников“ в центральных регионах страны выехала на дороги раньше обычного. Плюс эффект от возгораний на складских комплексах, что и провоцирует спекулятивную составляющую», — говорит Максим Худалов.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что в январе и феврале произошла череда ударов ВСУ по НПЗ и нефтебазам.

«Пострадали Астраханский ГПЗ и ряд других предприятий. Поэтому идет снижение предложения для внутреннего рынка. И в этих условиях вертикально интегрированные компании удовлетворяют в первую очередь спрос своих АЗС. На бирже в результате поступает меньше топлива и за него начинается конкуренция», — поясняет Игорь Юшков.

По его мнению, рост цен продолжался, пока на топливо был спрос.

«Регулируемость розничных цен на нефтепродукты сильная, и ФАС (Федеральная антимонопольная служба) строго следит за изменениями, так как это социальный вопрос. И в определенный момент цена бензина на бирже достигает того уровня, когда исчезает смысл его покупать, и независимым АЗС выгоднее ограничить свои продажи, чем работать в убыток», — говорит Игорь Юшков.

По его мнению, снижение цен с 11 февраля и объясняется снижением спроса со стороны независимых АЗС.

«Дальше все будет зависеть от того, как быстро будут выводиться мощности НПЗ из ремонта и будет ли какой-нибудь сигнал нефтяным компаниям со стороны руководства страны. ФАС требует запретить экспорт бензина, и правительство может обменять запрет на рост поставок на биржу со стороны нефтяных компаний. Это — приемлемый для всех вариант», — полагает эксперт.

В прошлом году запрет на экспорт бензина также после атак ВСУ и ремонтов на НПЗ действовал с марта по середину мая, и нефтяным компаниям придется выбирать, как считает Игорь Юшков, отправить ли часть экспортных объемов на внутренний рынок либо получить запрет на поставки за границу как минимум на несколько месяцев.

Источник: EADaily, 14.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики