"Трамп считает, что низкая цена на нефть поставит Россию на колени, и дальше все закрутится, как в 90-х годах", — пишет телеграм-канал "Черный Лебедь". Но при этом, как упоминают авторы канала, Трамп зачем-то перекрыл поставки в США из Венесуэлы, разругался с Мексикой, Колумбией и, главное, с Канадой, откуда шли тяжелые сорта нефти, которые получать по импорту выгодно самим Штатам и выгодно делать это недорого. Сейчас мы видим, что Трамп питает огромные надежды на Саудовскую Аравию.
"Мол, с помощью Эр-Рияда можно будет вдарить по цене нефти. С каким "восторгом" шейхи отнесутся к этой идее — просто невозможно представить! И что мы видим? Саудовская Аравия резко повышает цену отгрузки своей нефти Arab Light для поставок в Азию (+2,4 доллара/баррель) и совсем немного (+0,2 доллара/баррель) — для экспорта в США. В итоге, цена сырья из Эр-Рияда на 3,9 доллара выше, чем поставки из ОАЭ, Омана и уж тем более из России", — пишет "Черный Лебедь".
Новости о дисконтах для китайской нефтянки — как подтверждение того, что Пекин может и хочет обойтись без Вашингтона. Саудовская Аравия своей ценой в Азии делает более предпочтительной нефть из России. Но наши доходы от экспорта не увеличиваются. Да, Трампу удалось на первом сроке повлиять на цены. И сейчас в краткосрочной перспективе снижение цен на нефть может привести к дополнительным экономическим трудностям для России. Но точно сказать, что будет с ценой на нефть, невозможно, так как движения нового президента США весьма хаотичны. Ситуация на рынке нефти остается крайне динамичной. Политические и экономические решения, принимаемые Трампом, будут иметь значительное влияние на глобальные цены на нефть. Ключевыми же факторами останутся спрос, мощности переработки и геополитика.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU отмечает, что заявления Трампа создают противоречивую ситуацию на рынке нефти. С одной стороны, он критикует действия Байдена, которые, по его мнению, способствовали снижению цен, в том числе через льготы для Венесуэлы. Трамп намерен отменить эти исключения, что может привести к обнулению добычи и экспорта нефти из Венесуэлы, что, в свою очередь, будет способствовать росту цен. Однако, с другой стороны, Трамп также призывает Саудовскую Аравию увеличить добычу, чтобы обрушить цены. Это создает неопределенность: что именно ему нужно — высокие или низкие цены на нефть? Юшков подчеркивает, что такие противоречивые заявления сами по себе могут приводить к колебаниям цен на нефть, создавая нестабильность на рынке.
Эксперт также добавляет, что введение дополнительных санкций против России может подразумевать снижение добычи, что приведет к дефициту на мировом рынке и, соответственно, к росту цен. Игорь Юшков говорит: "Каждый день мы получаем противоречивые сигналы со стороны Трампа. Если он хочет, чтобы добыча в Соединенных Штатах увеличилась, это возможно только при условии роста цен на мировом рынке, что сделает больше проектов рентабельными. Однако его заявления о желании низких цен на нефть создают путаницу и неопределенность".
Нельзя не вспомнить, что введение импортных пошлин против Канады и Мексики, а также тарифы на китайские товары могут тормозить мировую торговлю, а это ведет к снижению производства, снижению добычи и повышению цен. "Все находятся в ожидании. Никто не знает, что от него ожидать", — добавляет он.
"Что касается России и того, повторится ли история, как было в 80-ые, — говорит Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU, — то в 80-е годы был резкий рост объемов производства в мире, и в том числе потом уже и от Саудовской Аравии, хотя не с нее все началось. Какой смысл было сдерживать объем производства внутри тогда еще просто ОПЕК (без плюса), если в других странах наращивается объем добычи? Она просто включилась в эту гонку и тоже нарастила объем производства. И это окончательно обрушило цены. Это стало, скажем так, скорее последней каплей в процессах, которые развивались в Советском Союзе — и в экономике, и в социальной сфере".
Может ли это повториться сейчас? Зависит от нескольких факторов: во-первых, у нас сейчас все-таки только 30% приходится на нефтегазовые доходы. Во-вторых, у России есть возможность снижать расходы бюджета. Опять же, когда будет закончена СВО, можно будет существенно снизить оборонные расходы. По крайней мере, растянуть их на годы, но "здесь и сейчас" все-таки снизить. Это позволит существенно уменьшить дефицит бюджета и, соответственно, нивелировать падение цен на нефть. Да, тяжелые времена могут настать, но к развалу страны вряд ли это приведет, заключается Игорь Юшков.