Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские беспилотники повредили станцию Каспийского трубопроводного консорциума

Украинские беспилотники повредили станцию Каспийского трубопроводного консорциума

Станция выведена из эксплуатации, а прокачка нефти по системе переведена на пониженный режим, чтобы миновать поврежденную станцию. Консорциум предупредил всех международных акционеров компании об атаке БПЛА

Украинские беспилотники атаковали станцию Каспийского трубопроводного консорциума. Речь о нефтеперекачивающей станции в Краснодарском крае.

Удар был нанесен семью дронами, начиненными взрывчаткой и металлическими поражающими элементами. Пострадавших среди сотрудников станции нет, работники предотвратили угрозу разлива нефти, говорится в сообщении КТК.

Станция выведена из эксплуатации, прокачка нефти по системе переведена на пониженный режим и теперь минует поврежденную станцию. Об объемах повреждений и сроках ремонта в КТК не сообщили. Консорциум предупредил всех международных акционеров компании, в том числе из США и Европы, об атаке БПЛА.

О последствиях атаки говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Всего в рамках КТК больше 15 компрессорных, насосных станций, и Кропоткинская — это крупнейшая насосная станция в системе КТК на российской территории. Поэтому ее выход из эксплуатации понизит отгрузки, объем прокачки. По сути, это поочередно установленные насосы, которые создают давление в нефтепроводе для того, чтобы прокачивать быстро большие объемы нефти. Соответственно, когда один из насосов выпадает, то давление в трубе снижается и прокачка идет медленнее. По всей видимости, сам нефтепровод не пострадал, но оборудование, которое создавало давление в трубе, сам насос пострадал и сейчас не работает. Соответственно, давление в трубе создают другие насосные станции, насколько могут, они нефть проталкивают. Но все равно это приводит к существенному снижению объемов прокачки, потому что Кропоткинская насосная станция была крупнейшей опять же в этой системе на российской территории. Сколько конкретно будет отгружаться нефти, сейчас сказать сложно, потому что определенные объемы нефти остаются в хранилищах уже в районе Новороссийска, поэтому в ближайшее время с них просто будет больше отгрузки. Но дальше будет постепенное снижение не только прокачки, но и непосредственно отгрузки на танкеры, и прокачка может сократиться в том числе и вдвое, поэтому и отгрузка пострадает. При этом получается, что пострадает и российская добыча, которая сдает свою нефть в КТК, и казахские месторождения. Часть нефти можно договориться о том, чтобы перенаправить в альтернативные маршруты — как с российских месторождений, так и с месторождений Казахстана. Из Казахстана можно, в принципе, сдавать нефть и в общую систему «Транснефти», и даже выводить ее в район Новороссийска либо прокачивать на северо-запад».

Протяженность трубопровода «Тенгиз — Новороссийск» составляет 1,5 тысячи километров. По этому маршруту транспортируется две трети всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Весь трубопровод проходит от Каспийского моря до Новороссийска, транспортируя именно казахскую нефть. По прошлому году объем отгрузки через этот трубопровод составил порядка 64 млн тонн, порядка 85-90% всей нефти, которая транспортируется по каспийскому трубопроводному маршруту, принадлежит именно Казахстану. Казахстан через этот экспортный маршрут, по сути дела, поставляет сырую нефть в ЕС, там фигурируют в основном европейские страны, такие как Греция, Италия. Стратегической целостности трубопровода там не нанесено повреждений, целостность трубопровода сохраняется, целостность вообще в принципе перекачивающей инфраструктуры сохраняется. Я полагаю, что в основном те повреждения, которые там случились, случились в большей степени на объектах, которые закрывают станцию, обычно это сооружения, здания. И через определенный момент времени по итогам проведенных экспертиз и технических мероприятий по ремонту станцию запустят, и трубопровод опять выйдет на свои максимальные мощности. Я как раз хотел отметить, что с началом конфликта в 2022 году через этот маршрут поставляется ежегодно все больше и больше нефти, потому что часть нефти, как мы знаем, с европейского рынка ушла, а Казахстан стремится ее максимально заместить».

Крупнейшие акционеры КТК — Транснефть и казахский «Казмунайгаз». В Минэнерго Казахстана сообщили, что «ограничений для казахстанской нефти со стороны КТК нет, прием осуществляется в штатном режиме».

Источник: BFM.RU, 17.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики