Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завод по сжижению газа под Мурманском построят раньше срока

Завод по сжижению газа под Мурманском построят раньше срока

Географическое расположение завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Мурманской области позволит производить круглогодичную отгрузку продукции с предприятия без использования танкеров высшего ледового класса. По мнению опрошенных "Российской газетой" экспертов, именно поэтому "Мурманский СПГ" построят уже в 2030 году, на три года раньше запланированного срока, о чем сообщил вице-премьер Александр Новак, выступая в Совете Федерации.

Ранее в отношении будущего почти всех перспективных российских СПГ-проектов возникло множество сомнений из-за санкций против них США. Ограничения затронули почти все запланированные к строительству заводы по производству сжиженного газа в России. "Мурманский СПГ" попал под санкции США в начале лета прошлого года. Запрет касается как продажи оборудования, технологий и оказания услуг по производству и транспортировке СПГ проекту, так и проведения с ним финансовых операций.

Из-за санкций не удалось начать экспорт СПГ с проекта "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове, хотя построены уже две линии завода, каждая мощностью по 6,8 млн тонн в год. Полученный СПГ оказалось не на чем вывозить, заказанные в Южной Корее газовозы из-за санкций так и не были переданы нашему проекту. После этого в СМИ появились сообщения, что "Мурманский СПГ" поставлен на паузу. Хотя официальных заявлений по этому поводу не делалось. Но в итоге, вопреки всем ожиданиям, проект оказался не заморожен, а даже ускорен.

На "Мурманском СПГ" будет выпускаться около 20 млн тонн СПГ в год. Производство обеспечат три линии сжижения газа, каждая номинальной мощностью по 6,8 млн тонн в год. По словам Новака, к 2030 году должна быть также готова вся инфраструктура для проекта. К нему будет построен газопровод, подключенный к российской Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Построит газопровод "Газпром", а сам завод - компания "Новатэк", которая уже запустила в России три проекта по производству СПГ: "Ямал СПГ" мощностью 17,4 млн тонн в год, "Криогаз-Высоцк" - 0,66 млн тонн, и две линии из трех уже упомянутого завода "Арктик СПГ-2". 

По мнению директора по исследованиям компании "Имплемента" Марии Беловой, ускорение строительства "Мурманского СПГ" связано с тем, что для обеспечения отгрузки СПГ отсюда в западном направлении не потребуются газовозы класса Acr7, которых в мире считаное число и в случае попадания их, например, в SDN-лист (санкционный список Минфина США), будут безальтернативными вариантами для транспортировки. В меньшей степени перенос сроков обусловлен тем, что плавучие платформы производятся в Центре по строительству крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), который также расположен близко к Белокаменке (недалеко от Мурманска), следовательно не потребуется сложная операция по транспортировке этих платформ на Ямал. Не стоит также забывать, что сама по себе идея подключения "Мурманского СПГ" к ЕСГ позволит обеспечить гибкость его ресурсной базы, что может дать проекту преимущества, замечает Белова.

Кроме того, как отмечает руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максим Малков, морской маршрут из Мурманска, в отличие от маршрута из Балтики (там строится Балтийский СПГ), не может быть перекрыт ни юридически, ни физически, а доставка СПГ оттуда вполне возможна не только в Европу, но и в любые другие страны и регионы мира. Конечно, в случае ужесточения ограничений для российского СПГ в Европе затраты на фрахт до целевых рынков вырастут, но при сохранении высоких цен на СПГ это не будет являться критическим фактором для эффективности проекта. 

Сейчас более половины российского СПГ поставляется в страны Европы. Но в ЕС не прекращаются попытки продавить полный запрет импорта российского газа как трубопроводного, так и сжиженного, несмотря на то что и без этого страны союза декларировали отказ от него после 2027 года. Причем наиболее активно продавливают такой запрет страны, уже не покупающие газ в России.

По словам Беловой, введение эмбарго на закупку российского СПГ со стороны ЕС является для нас меньшим злом - экономика позволяет эффективно транспортировать сжиженный газ на альтернативные рынки сбыта, причем более привлекательные с точки зрения потенциала роста спроса. Попадание же в SDN-лист осложнит переговоры с потенциальными покупателями газа, однако и здесь можно искать варианты, а отсутствие необходимости использовать газовозы Arc7 для перевозки также играет на стороне проекта.

При этом некоторые эксперты не считают, что все российские СПГ-проекты теперь переместятся с Ямала на запад Арктики. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов полагает, что в случае снятия или смягчения санкций "Новатэк" сначала достроит "Арктик СПГ-2", а потом будет реализовывать "Мурманский СПГ".

С точки зрения Родионова, санкции в отношении СПГ-отрасли были наиболее чувствительными для России, поскольку они де-факто блокировали реализацию новых инвестпроектов. И из-за этого Россия за столом переговоров будет обсуждать в первую очередь снятие ограничений в отношении "Арктик СПГ-2".

А как уточняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, две линии "Арктик СПГ-2" построены, третья - пока на паузе, но по состоянию на лето прошлого года речь шла о том, что ее достроят к 2028 году. То есть раньше объявленных "Новатэком" сроков реализации "Мурманского СПГ". Впрочем, поскольку ситуация неопределенная, возможны различные варианты действий в зависимости от геополитической конъюнктуры.

Эксперт согласен, что логистика из Мурманска проще, чем в Арктике, но и в данном случае преодоление блокирующего санкционного режима - небанальная задача, которую еще только предстоит решить в рамках "Арктик СПГ-2".

Впрочем, очередность проектов не так и важна. Скорее, самым главным итогом заявления о строительстве "Мурманского СПГ" стал тот факт, что Россия пока не собирается замораживать или откладывать новые проекты СПГ и даже, наоборот, постарается ускорить их реализацию за счет переформатирования под новые условия.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 18.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики