Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Западные нефтегазовые гиганты еще долго не вернутся в Россию

Западные нефтегазовые гиганты еще долго не вернутся в Россию

В СМИ разгорелась дискуссия о возвращении западных нефтегазовых компаний на российский рынок. Она началась после заявления о возможности такого сценария главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева. Об этом он сказал изданию The New York Times во время переговоров США и России на высшем уровне в Эр-Рияде.

Действительно, выгода может быть обоюдной. С одной стороны, американским и европейским компаниям пришлось покинуть перспективный рынок с большим потенциалом расширения добычи углеводородов. Если в США еще есть где развернуться нефтегазовым корпорациям, то в Европе запасы почти исчерпаны. Вернуться в Россию - значит опять получить доступ к богатствам наших недр, участвовать в их разработке и получать гарантированную прибыль.

С другой стороны, российским компаниям для работ на шельфе или с трудноизвлекаемыми запасами (ТрИЗ) нефти и газа часто не хватает технологий и оборудования, которые есть в США и Европе. Программа импортозамещения, конечно, снизила нашу зависимость от иностранных технологий, но не везде и не полностью. К тому же западные компании - это почти всегда богатые инвестиции в проекты, то есть деньги, которых сейчас часто не хватает. Но, несмотря на эту видимую взаимную выгоду, быстрое возвращение в Россию мировых нефтегазовых гигантов едва ли возможно. Юридических, экономических и политических препятствий здесь очень много. Они пока делают невозможной любую совместную работу, а на их преодоление нужно немалое время.

Наверное, стоит сразу уточнить, что Дмитриев говорил только об американских компаниях, но далее в СМИ стали обсуждать и возможность возвращения европейцев. Исход западных нефтегазовых корпораций из России начался отнюдь не в 2022-м, а в 2014 году. Именно тогда стали сворачиваться совместные проекты по освоению шельфа Арктики и Охотского моря, а также разработки некоторых ТрИЗ. И с того же момента против российского нефтегаза стали вводиться санкции. К 2025 году их набрался целый воз и вереница маленьких тележек. К тому же запреты затронули не только поставки оборудования и передачу технологий, но также финансирование проектов в России и возможности любого делового взаимодействия с нашими компаниями. Помимо этого с 2022 года есть взаимные многомиллиардные претензии по активам: российских компаний - в Европе и иностранных - в России.

Как заметил в беседе с "РГ" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, уход иностранцев из России не был искренним. Очевидно, что их вынудили это сделать, но в этом плане бизнес, особенно европейский, приучен внимательно следить за регуляторной практикой и аккуратно за ней следовать. Пока не изменилась нормативная база, говорить о том, что западные компании начнут возвращение только на основании переговоров России и США в Саудовской Аравии, сильно преждевременно.

Эксперт напоминает, что в это же время в ЕС готовится новый пакет антироссийских санкций, в котором, по информации СМИ, опять будут меры против нашего экспорта энергоресурсов. Его собираются опубликовать 23-24 февраля. А США, несмотря на начавшийся диалог, никакие санкции снимать не собираются, наоборот, есть заявления, что они готовы эти санкции ужесточить. 

А есть еще замороженные активы: наши - за рубежом, а их - в России. Как отмечает Симонов, есть огромный мешок взаимных юридических претензий, причем с решениями судов. Наши компании выиграли все российские суды, а западные компании выиграли все западные суды. Эти юридические завалы разгребать придется очень и очень долго.

Еще есть активы, которые наши компании вынудили продать в Европе. К примеру, нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) "Лукойла" на Сицилии. А сейчас вынуждают продать НПЗ в Болгарии. Примеров много.

По словам начальника аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст", к.э.н. Олега Абелева, нужно решение, что делать с замороженными активами западных компаний в России и российскими активами за рубежом. Возможно, будет произведен какой-то взаимозачет, предложена схема. Но пока ее нет, говорить о возврате компаний в Россию преждевременно. Понятно, что зарубежные компании были бы не против вернуться. Для многих уход носил политический характер и был связан с большими экономическими потерями. И далеко не все компании ушли именно по этой причине. Те, кто ушел, сделали это с потерями и с большим трудом.

По оценке Дмитриева, только американские нефтегазовые компании потеряли из-за ухода из России более 300 млрд долларов. Сумма большая, но для нефтегазовых гигантов совсем не запредельная. Хотя были еще и европейские компании. Причем некоторые до сих пор не ушли из России, хотя и не ведут активную деятельность. Нашу страну покинули ExxonMobil, Shell, Equinor, Eni, Statoil, Chevron, а, например, BP до сих пор владеет частью акций "Роснефти", Total - акциями проекта "НОВАТЭКа" "Ямал СПГ".

Симонов считает, что для возвращения западных нефтегазовых компаний нужен политический сигнал: "Господа, у нас перестройка, начинаем разгребать завалы". Но такого сигнала пока нет. Хотя это было бы выгодно всем - и нам, и им, но пока до этого очень далеко, уверен эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики