Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Константин Симонов: Нефтедоходы в феврале снизились, но оказались выше ожидаемых

Константин Симонов: Нефтедоходы в феврале снизились, но оказались выше ожидаемых

По данным Минфина, по итогам февраля нефтегазовые доходы бюджета России составили 771,3 млрд руб., что всего на 2,2% ниже, чем в январе, но на 18,4% меньше, чем в феврале прошлого года.

Снижение год к году достаточно сильное, но пока нет причина для каких-то скорых негативных выводов. Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, если мы говорим про ожидания, то, в принципе, нельзя сказать, что февраль оказался каким-то шокирующим месяцем. План Минфина оказался выполненным. Ведомство закладывало определенное падение доходов в феврале по сравнению с январем. И, что важно, базовый уровень нефтегазовых доходов в феврале оказался довольно прилично перекрыт на 89,2 млрд руб., подчеркивает эксперт.

Действительно, приход из нефтегаза оказался выше базового, как, собственно, и в январе (на 30 млрд руб.). Но базовый доход, это фактически минимум, который ожидается из отрасли. К примеру, в прошлом году сверх него в казну поступило без малого 1,3 трлн руб., при этом план по приходам из нефтегаза оказался выполнен без какого-то перевыполнения, ожидалось около 11 трлн руб., пришло чуть больше 11,13 трлн рублей.

Ожидается, что в 2025 году налоговые поступления из отрасли составят 27% (10,88 трлн рублей) от всех доходов казны (40,29 трлн руб.). То есть, с учетом размеров этих сумм, доходы казны из отрасли в этом году должны быть приблизительно на уровне прошлого года, разница 250 млрд руб. - это менее 2,5% от общей суммы. Сейчас по итогам двух месяцев в этом году доходы на 60 млрд ниже, чем в прошлом. 

"Кассовый разрыв" пока не очень большой, но настораживает несколько факторов. Во-первых, начиная с 2021 года февральские нефтегазовые доходы бюджета были сильно выше январских. Объясняется это просто, в январе приходили платежи за декабрь прошлого года, а в феврале уже за январь нового года по новым налоговым условиям. С 2021 по 2024 год, включительно, повышался налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтегазовых компаний. Февральские платежи превышали январские несмотря даже на меньшее количество дней в месяце. К примеру, в прошлом году нефтегазовые сборы казны в феврале были выше январских на 270 млрд руб. В этом году февраль пусть незначительно, всего на 17,8 млрд руб. но отстал от января, что и не удивительно. Массового поднятия НДПИ для нефтяников в этом году не было, а с "Газпрома" досрочно сняли обязательство дополнительно платить в бюджет ежемесячно 50 млрд руб. А это 600 млрд руб. в год.

Еще один фактор, который уже играет против нас и может продолжить работать в будущем, - снижение цен на нефть, считает Симонов. Уже в марте котировки Brent опускались на некоторое время ниже 70 долл. за баррель, а вместе с эталонным сортом снижается стоимость других марок нефти. 

Наша нефть сортов Urals (78% в корзине) и ESPO (22% в корзине), относительно средней цены которых платятся налоги из отрасли в бюджет страны, экспортируется с дисконтом (скидкой) к эталонным сортам. У Urals считается скидка к Brent сейчас она составляет около 14-16 долл. за баррель в наших портах при поставках в Индию. У ESPO считается скидка к сорту ближневосточной нефти Dubai (70,5 долл. за баррель), сейчас она - 8-9 долл. за баррель. Бюджет этого года верстался из расчета средней цены нашей нефти - 69,7 долл. за баррель, базовые доходы - из цены около 60 долл. То есть в начале марта средняя стоимость нашей нефти может оказаться даже ниже 60 долл. за баррель.

Наконец, третий фактор - санкции. Как отмечает Симонов, именно из-за новых санкций США, принятых в начале этого года, дисконт на российскую нефть начал опять расти. В 2024 году дисконт в основном снижался, в декабре у Urals он опустился до уровня около 9-10 долл. за баррель.

По словам Симонова, до конца эффект санкций 10 января мы еще даже оценить не можем, поскольку они только вступили в силу. И новый президент США Дональд Трамп снимать их совсем не торопиться. У нас неплохой объем отгрузок нефти на экспорт, мы его удерживаем, но за месяц мы потеряли где-то 5-6 долларов, на которые вырос дисконт, не считая снижения нефтяных котировок. Это очень много, подчеркивает Симонов.

Остается вопрос, можем ли мы компенсировать выпадение нефтегазовых доходов бюджета, если таковое произойдет, из других сфер экономики? Симонов считает, что нельзя.

"Мировые рынки испытывают шок от действий Трампа. Сложилась уникальная ситуация, торговые войны еще не начались, а рынок уже реагирует на них. Все обсуждают тарифные войны, как упадет экономика Китая или Европы, а в самом Китае, проходит съезд, где обсуждается, как они будут выкручиваться из-под пошлин США. Спекулянты вовсю зарабатывают на этих новостях. В результате, сейчас падают цены на основные продукты нашего экспорта", - говорит эксперт.

Он отмечает, что проседают сырьевые рынки по металлам, по углю. Вариантов не так много, и в целом у нас ситуация по экспорту довольно печальная. Мы постоянно говорим про диверсифицированную экономику и снижение зависимости от нефтегазового комплекса, но почему-то, когда падает цена на нефть и снижаются доходы бюджета, компенсировать их пытаются повышая нагрузку на нефтяную отрасль. А почему бы не обратить внимание, на другую часть диверсифицированной экономики, спрашивает эксперт.

По его мнению, в этом году велики риски, что в случае недополучения налогов в казну, Минфин захочет скорректировать параметры топливного демпфера (компенсаций нефтяным компаниям из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) или каких-то других налоговых вычетов, которые получают нефтяные компании.

Симонов считает, что этот путь - выжимания из нефтяной отрасли всего возможного, до последнего, в условиях падающих цен на нефть, весьма опасен. На деле, он лишит отрасль перспектив к развитию, а сколько бы мы не говорили про диверсификацию, наша экономика пока критически зависит от нефтегаза.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 08.03.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики