Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станислав Митрахович: Ослабление санкций – часть переговоров, но так или иначе, компромисс будет достигнут

Станислав Митрахович: Ослабление санкций – часть переговоров, но так или иначе, компромисс будет достигнут

Администрация США готовится смягчить санкции против России. Один из пунктов касается отмены потолка цен на продажу нефти. Сейчас предельная стоимость составляет $60 за баррель.

Новость Агентству нефтегазовой информации прокомментировал научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Сами слухи на тему того, что санкции могут быть сняты или ослаблены, являются частью переговорного процесса и подталкивания России к компромиссу со стороны американской администрации. Спекуляций на эту тему много, и сам разговор ведется с тех пор, как глава российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил, что эта тема обсуждалась на первых переговорах в Эр-Рияде еще в феврале.

На самом деле пока ничего конкретного не сделано. Более того, санкции, которые были введены 10 января администрацией Джо Байдена, не отменены. Некоторые из них должны как раз вступить в силу сейчас. Например, занесение компаний в SDN-список. Эти жесткие санкции вступили в силу только в конце февраля. Есть еще несколько компаний, против которых ограничения либо должны вступить в силу на днях, либо вступили совсем недавно. И президент США Дональд Трамп их не отменил, хотя теоретически это был хороший повод сказать – «это санкции Джо Байдена, и это не мое дело ими заниматься».

И это достаточно показательный момент. Напротив, в его риторике появляются заявления о том, что он готов ввести новые санкции против России и ее торговых партнеров. Конечно, эта риторика может каждый день меняться.

Поэтому пока все это часть переговорного процесса и торга. Но на перспективу, у нас есть сегменты экономики, в том числе в энергетической сфере, где были бы рады вернуть американское присутствие. В частности, все, что связано с высокими технологиями в сервисе. Это может быть не очень приятно для некоторых российских компаний, которые стали заниматься импортозамещением, но есть сферы и компетенции, которые у американцев развиты лучше. И их возвращение в Россию могло бы быть полезным.

Интересно, что доля ExxonMobil в «Сахалин-1», от которой отказалась компания, не была продана. Возможно, какие-то варианты их возвращения в Россию все-таки просматриваются.

У нефтяных компаний гораздо более долгий цикл инвестирования, чем у тех, которые занимаются потребительскими товарами. Это во многом осложняет ситуацию. Для того чтобы бренды одежды или электроники вернуть не требуется ничего особенного. Компания может просто легализовать параллельный импорт, вернуть гарантию, фирменные магазины, обслуживание. В нефтяной сфере процесс более долгий. После вложений приходится долго ждать, когда деньги дадут эффект. И здесь компаниям не хотелось бы вкладывать средства с расчетом на решения представителей стран, которые могут и не реализоваться.

Тем не менее, я считаю, что политический компромисс будет достигнут так или иначе. При любых вариантах после этого можно будет рассматривать нормализацию отношений с американцами и со многими другими игроками в мире, которые относятся к западному лагерю.

Но Россию устроит и ситуация, при которой американские компании приходят на рынок, а европейские остаются в стороне. Но, это будет глупая ситуация для самих европейцев. Все-таки Америка объективно играет большую роль в мире, чем Европа.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 12.03.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики