|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Грозит ли Красноярскому краю топливный коллапс: как атаки на НПЗ влияют на цену бензина Грозит ли Красноярскому краю топливный коллапс: как атаки на НПЗ влияют на цену бензинаРоссийские нефтеперерабатывающие заводы регулярно подвергаются атакам дронов. Грозит ли это дефицитом топлива и подорожанием бензина? Об этом DK.RU поговорил с региональными и федеральными экспертами. Несмотря на предварительные договоренности России и Украины прекратить на 30 дней удары по энергоинфраструктуре, российская нефтепереработка продолжает подвергаться атакам беспилотников. Так, на этой неделе БПЛА атаковали нефтеперекачивающую станцию «Кавказская» в Краснодарском крае. В целом же прилеты дронов на НПЗ южных и центральных регионов превратились в своего рода рутину. Так, в 2024, по оценкам Forbes, атакам дронов подверглась треть российской нефтепереработки. Каждый новый прилет на НПЗ становится поводом для обсуждения топливной безопасности как страны в целом, так и конкретных регионов. Эксперты отрасли рассказали DK.RU о том, возможен ли топливный коллапс и разгоняют ли атаки на НПЗ стоимость бензина. Производство и потребление в балансеНа сегодня данные о производстве в России нефти и бензина, а также об объеме выпуска нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, являются закрытой информацией. Доступ к этим данным Росстат ограничил по поручению Минэнерго России с целью «обеспечить информационную безопасность рынка нефтепродуктов во избежание необоснованного давления на рынок и создания искусственного ажиотажа». Региональная статистика также не публикуется. Однако, как известно из открытых источников, единственным крупным нефтеперерабатывающим предприятием в Красноярском крае является Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании. Ясна и давно сложившаяся расстановка сил на региональном рынке поставок топлива. Главные игроки оптового сегмента — «РН-Красноярскнефтепродукт» (дочерняя компания ПАО «НК «Роснефть») и «Газпромнефть — Региональные продажи» (дочерняя компания ПАО «Газпромнефть»). Ведущие розничные операторы регионального рынка: «Красноярскнефтепродукт» (работает под брендом «25 часов»), «Регион-24», «Газпром нефть», «НК «Роснефть», «Лукойл». Эксперты говорят: в силу специфики топливного рынка (в первую очередь жесткого госрегулирования отрасли) региональную ситуацию нельзя оценивать в отрыве от положения дел в стране в целом. А те или иные тренды, например, возможный дефицит/ профицит топлива или рост/ снижение стоимости бензина, редко бывают сугубо региональными и, как правило, характерны для всей России.
Валентин Богомолов, сопредседатель регионального отделения «Деловой России», гендиректор «Сибирской финансовой системы», аналитик, также считает, что серьезных оснований беспокоиться как за региональную, так и за федеральную топливную безопасность сегодня нет.
О стабильной ситуации на российском рынке нефтепереработки говорят и первые лица государства.
Поможет Сибирь или БелоруссияКак рассказали DK.RU в правительстве Красноярского края, мониторинг обеспеченности региона топливом ведется непрерывно.
Эксперты, с которыми пообщался DK.RU, говорят: в случае форс-мажора и возникновения серьезного дефицита топлива в европейской части страны есть минимум два варианта решения проблемы. Первый — уже упомянутое ограничение экспорта. Второй — импорт из соседних стран.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, считает, что наиболее верный подход — давать оценки и прогнозы не по топливному рынку в целом, а в разрезе конкретных видов топлива. — Безусловно, атаки на НПЗ создают дополнительные проблемы, однако ситуация с бензином и с дизелем у нас разная. Возьмем для примера цифры 2021: около 90% произведенного в стране бензина потреблялось на внутреннем рынке, 10% экспортировалось. По дизелю соотношение совершенно иное: порядка 50% произведенных объемов потреблял внутренний рынок, и столько же экспортировалось. То есть в случае вызванных атаками внеплановых ремонтов НПЗ ситуация с бензином будет более острой. А если на ремонт, плановый или внеплановый, одновременно уйдут крупные НПЗ, то производство автомобильного бензина упадет и возникнет риск его физического дефицита. В 2023 и 2024 подобные ситуации были, — говорит Игорь Юшков. Эксперт также указывает на то, что возместить возможный дефицит автомобильного топлива Россия может с помощью Белоруссии. Хотя сама вероятность возникновения серьезного дефицита крайне низкая.
Что разгоняет цену на бензинКак сообщает Красноярскстат, в феврале 2025 средняя стоимость бензина в Красноярском крае составила 58,39 рубля. Это почти на 12% больше, чем в этом же месяце в 2024. В разговоре с DK.RU ни один из экспертов не связал рост цен на бензин с регулярными атаками на НПЗ. Эксперты уверены: стоимость топлива разгоняется исключительно по рыночным причинам.
Игорь Юшков указывает на то, что в определенной мере давление на стоимость бензина оказывает удорожание ремонтов НПЗ. Нивелировать этот фактор не может даже регуляторная политика государства.
Кроме этого, существенное давление на рынок нефтепереработки, как и на большинство других рынков, оказывают «дорогие» кредиты.
Автор: Петр Савельев Источник: Деловой квартал, 21.03.2025
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|