Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Управляющая оценка

Управляющая оценка

В Вене проходит заседание Совета управляющих МАГАТЭ. В повестке — нашумевший доклад по иранской ядерной угрозе, в котором утверждается, что Иран занимается созданием оружия массового уничтожения. От оценки, которую дадут управляющие МАГАТЭ зависит, как будет развиваться ситуация вокруг Ирана

В ответ Тегеран уже заявил, что подготовит и представит «аргументированный ответ» на доклад и направит его в заинтересованные международные структуры. Об этом сообщил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи.

Скандальный доклад МАГАТЭ вновь обострил и без того нервозную ситуацию вокруг Ирана. Документ буквально напичкан обтекаемыми формулировками о серьезной озабоченности в связи с «возможными» военными направлениями ядерной программы этой страны и о том, что эта информация «в целом вызывает доверие».

Более того, информация, приведенная в докладе, публиковалась ранее и по отдельности. Но сведенные воедино факты произвели ожидаемый и вполне конкретный эффект: Запад и Израиль с новой силой стали утверждать, что Иран опасен для мира и против него нужны очередные санкции. Российский МИД, в свою очередь, заявил, что доклад МАГАТЭ — не что иное, как компиляция и жонглирование фактами. В документе нет конкретных доказательств военной составляющей ядерной программы, а вопросу придан заведомо политизированный тон.

Позицию МИД разделяет эксперт Института мировой экономики и международных отношений Андрей Володин:

«МИД России правильно считает, что нужны переговоры. Альтернативы нет. Очевидно, что авантюра Запада в Ливии зашла в тупик. Такой же тупик — в Сирии. Запад просто не выдержит этих двух конфликтов, плюс конфликт с Ираном. Какие цели преследуют стороны? Думаю, США хотят продемонстрировать своим консервативно настроенным избирателям, что они озабочены и иранской ядерной программой, и режимом нераспространения ядерного оружия, и безопасностью Израиля. А ситуация очень сложная. И проблема стоит шире, чем овладение Ираном. Уже все основные аналитики, занимающиеся проблемой нераспространения ядерного оружия, высказались, что ливийский кризис в значительной степени снизил шансы на реализацию режима нераспространения. Что касается самого Ирана, то он является подписантом Договора о нераспространении ядерного оружия и с этим надо считаться. Всякий нажим на Иран может оказаться контрпродуктивным. И он может способствовать еще большей изоляции Израиля на Ближнем Востоке.»

Тем не менее доклад МАГАТЭ стал основанием для возобновления в США, Евросоюзе и Израиле разговоров об усилении давления на Тегеран и даже введении против него новых ограничительных мер. Разумеется, такие «столпы» ЕС как Германия и Франция исключают возможность применения военной силы. Однако, судя по недавним сообщениям израильской прессы, для некоторых руководителей еврейского государства такой сценарий вполне вероятен. Глава МИД России Сергей Лавров считает, что кампания по нагнетанию страстей вокруг ядерной программы Тегерана срежиссирована и ставит целью смену режима.

В преддверии обсуждения доклада МАГАТЭ в западной прессе даже были обнародованы сценарии «молниеносной» войны против Ирана, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Разрабатывается этот сценарий, в частности, США, Британией и Израилем. Это такой пока тройственный союз. По мнению ряда высокопоставленных политиков западных стран, Иран ставит ядерную программу по большей части на военные рельсы. Но в докладе МАГАТЭ явных свидетельств этого на самом деле нет."

Подвергаясь бесконечному давлению и изоляции, Тегеран и вправду может всерьез задуматься о создании ядерного противовеса, чтобы обезопасить себя от угрозы с Запада.

Судьбу Ирака и Ливии иранские власти просто не могут не примеривать на свою страну. Во всяком случае, заявления Тегерана вполне определенны: Иран не планирует агрессии против других, но ответит на агрессию против него самого «сокрушительным ударом». Вместе с тем руководители Исламской Республики не исключают переговорного процесса, на котором настаивает и Россия.

Автор: Мария Чупина

источник: Голос России, 17.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики