Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сюда бьем, сюда не бьем: Соблюдение «энергетического моратория» выгоднее для России

Сюда бьем, сюда не бьем: Соблюдение «энергетического моратория» выгоднее для России

Действие запрета началось «еще вчера», но вряд ли киевский режим будет истово его соблюдать

Москва и Вашингтон утвердили список российских и украинских объектов энергетики, которые подпадают под мораторий на удары.

В перечень вошли нефтеперерабатывающие заводы, нефте- и газопроводы с хранилищами, в том числе насосные станции, генерирующая и передающая электричество инфраструктура, включая электростанции, подстанции, трансформаторы и распределители, атомные электростанции, дамбы гидроэлектростанций.

Мораторий действует в течение 30 суток, начиная с 18 марта и его можно продлевать по взаимной договоренности. В случае нарушения одной из сторон, другая имеет право считать себя свободной от обязательств.

Запрет атак на энергообъекты в России и на Украине был объявлен после того, как накануне в Эр-Рияде состоялась экспертная встреча «технических команд» России и США, продлившаяся более 12 часов.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что если рассматривать, кому выгоднее прекращения огня в таком формате, то, наверное, все-таки России: 

— Во-первых, мы тратим на восстановление, условно говоря, свои деньги. То есть это деньги российских компаний, многие из которых государственные. Поэтому для нас их разрушение болезненно. Ну и плюс компании стараются эти свои дополнительные затраты, которые они несут на ремонт, включить в стоимость топлива.

«СП»: Значит, удары по НПЗ для нас более неприятны?

— Из-за того, что наносятся массово. Конечно, еще хуже было бы, если бы они ударили по атомной электростанции, а такие попытки были. Пока же они массово бьют по НПЗ. Ремонтировать приходится чаще, ремонтировать много, и ремонты сейчас долгие, ведь еще и санкции работают в отношении российской переработки.

Ведь поставлять в Россию оборудование на замену поврежденного нельзя. Приходится либо российские аналоги ждать, а у производителей много заказов, либо выкручиваться параллельным импортом. Из Азии везти долго и дорого. Так что нам, наверное, важнее на данном этапе, чтобы не били прежде всего по нашим НПЗ.

«СП»: А нашему противнику?

— Он находятся на внешнем финансировании. Поэтому просто-напросто попросят, условно говоря, больше денег и оборудования им прислать.

Но, опять же, это трудности руководства, для которого интересы населения вторичны… Ну, посидят люди без света. Да, введен жесткий график подачи электроэнергии, но выбора у людей никакого нет. Чего волноваться? Поэтому для них уже стала привычно эта история с электроэнергетикой.

«СП»: А если вообще оставить незалежную без тепла и света?

— Россия не стремилась и не стремиться, как мы теперь видим, устроить на Украине полный «блэкаут», отключить все электроснабжение. В основном массовые удары по объектам электроэнергетики по украинской территории носились в ответ на что-то.

То есть это такие скорее показательные порки были, задачи полностью отключить, как мы теперь видим, не было и нет. Системная работа по украинской электроэнергетике так и не начиналось, уверен эксперт…

Также он предполагает, что Киев, нанося удары, хочет выторговать у США максимально выгодные условия для себя.

Ведь ВСУ не просто так выбрали энергообъекты, а в основном те, акционерами которых… являются американские компании. Эксперт предположил, что такой подход для нынешнего режима — это принципиальная позиция, которая сделает перемирие с Россией хрупким, а в будущем может привести к новым ударам по нашим НПЗ для стимулирования переговорного процесса.

Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин уверен, что эта договоренность выгодна в первую очередь украинскому народу:

— Многие их энергообъекты уже уничтожены. Энергосистема незалежной находится в разрушенном состоянии. Единственное, что у них есть — три атомные электростанции, которые мы не трогаем. А так и с электричеством у них очень плохо, и с отоплением в домах. Опять же производство бензина, керосина, дизельного топлива — это тоже важно.

«СП: Если, предположить, что перестали бить, что маловероятно, по НПЗ, то на что переключаться? На аэродромы, заводы?

— Мы же продолжаем бить по их аэродромам, по предприятиям ВПК, по эшелонам, перевозящим вооружения, по складам с боевой техникой, боеприпасами и так далее.

Бьем также по портам. Хотя по ним тоже определенные ограничения есть, но, тем не менее, мы продолжаем это делать, получив достоверные сведения о военном характере грузов. Тогда мы их уничтожаем.

«СП»: Ну и соответственно они тоже перенаправят свои дроны на наши аэродромы и заводы?

— Они это и так делают, ничуть не стесняясь. Но главное, что они наносят удары по жилым домам, по мирным людям. Вот что самое болезненное для нас. Заводы защищены ПВО, а мирные дома, к сожалению, все не защитишь.

«СП»: Тогда, в общем и целом, договоренность получается, как бы не шибко ценная?

— С чего-то надо начинать. К тому же надо понимать, что нам пока выкладывают ее суть определенными порциями. Вот опубликовано еще заявление по поводу Запорожской атомной станции, что мы никому ее не отдадим. Но там, в Эр-Рияде, наверное, договорились 12 часов, заседали не только для того, чтобы энергообъекты подсчитать. Кроме них «зерновую сделку» обсудили. На переговорах есть определенные достижения для нас.

Я думаю, что переговоры прошли благоприятно — и все-таки в нашу пользу. Не зря же украинцы были категорически против того, чтобы было опубликовано заявление. Потому что это для них большой удар. Все эти договоренности работают на Россию. В том числе по новым регионам, не только тем, которые теперь российские по нашей конституции, но и другие. Например, меня очень интересуют Одесса, Николаев. Это очень важно, но не будем забегать вперед.

Автор: Юрий Енцов

Источник: Свободная пресса, 26.03.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики