Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мнение: «Нефтепровод «Дружба» – инструмент шантажа Украиной Венгрии и Словакии», – Игорь Юшков (видео)

Мнение: «Нефтепровод «Дружба» – инструмент шантажа Украиной Венгрии и Словакии», – Игорь Юшков (видео)

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в программе «Мнение» объяснил приоритетность поставок российской нефти в Венгрию, Словакию и Сербию через нефтепровод «Дружба».

«В 2022 году, когда принимали санкции в отношении российской нефти на уровне Евросоюза, целый месяц Венгрия блокировала принятие еще тогда шестого пакета антироссийских санкций, потому что он предполагала полный запрет на импорт российской нефти. Венгрия была против и все-таки смогла отбить свои позиции. В итоге пакет был изменен, и запрет касался только нефти, перевозимой морским путем, а нефтепроводы остались. Соответственно, смог дальше работать нефтепровод «Дружба», – напомнил Игорь Юшков.

Эксперт уточнил, что по данному нефтепроводу российское горючее получали такие страны, как Германия, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, и в дальнейшем будет получать Сербия. С начала 2023 года Германия отказалась от нефти, а позднее Россия прекратила поставки и в Польшу. Теперь функционирует только южная ветка «Дружбы».

«Сербия рассматривала вопрос, нужно ли в принципе покупать российскую нефть, нужно ли будет сохранять нынешнюю структуру акционеров. Мы помним, что совсем недавно, когда американцы ввели санкции против «Газпромнефти», а «Газпромнефть» имела контрольный пакет в сербской компании «НИС». В итоге вопрос санкций был решен таким образом, что все дочерние структуры Сербии с марта могли попасть под санкции США. И вопрос решился так, что «Газпромнефть» продала часть своего пакета «Газпрому», то есть своей материнской компании. А она не под санкциями США, поэтому и «НИС» под них не попадает. А значит, есть смысл и дальше покупать российскую нефть. Поэтому принято решение строить прямой нефтепровод из Венгрии», – сказал Юшков.

Поскольку нефтепровод пролегает через территорию Украины, а напряженность между республикой и европейскими странами – Словакией и Венгрией – только нарастает, Киев использует «Дружбу» как инструмент давления на них. Поэтому пока он функционирует, но в любой момент украинским руководством может быть принято решение перекрыть транзит нефти, уточнил собеседник.

«Мы видели, что они неоднократно пытались ударить по насосным станциям в России, например, в Брянской области. И в этом плане риски остаются. Но выгоды от использования нефтепровода «Дружба» для Венгрии, Словакии и Сербии, они очень высоки. Если не будет работать нефтепровод, нужно будет покупать нефть по другому маршруту, через ту же Хорватию. Соответственно, это более дорогая нефть при покупке, так еще и придется платить соседям, чтобы тебе ее прокачали», – заключил гость программы.

Источник: News Front, 03.04.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики