Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Суд передал государству 55% акций Петербургского нефтяного терминала

Суд передал государству 55% акций Петербургского нефтяного терминала

Генпрокуратура утверждает, что над частью стратегического для России актива был установлен контроль со стороны граждан недружественных государств. А это является нарушением закона об иностранных инвестициях

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области изъял 55% акций Петербургского нефтяного терминала — крупнейшего в Балтийском регионе российского предприятия по перевалке нефтепродуктов — в доход государства, сообщает РБК.

Согласно иску Генпрокуратуры, о котором «Коммерсанту» стало известно в январе, над частью стратегического для России актива был установлен контроль гражданами недружественных государств — Германии и Франции. Что является нарушением закона об иностранных инвестициях.

Петербургский нефтяной терминал был создан в 1996 году на месте нефтеналивного района Ленинградского порта. До 2003 года он принадлежал Дмитрию Скигину и Сергею Васильеву. Но после смерти Скигина его доля перешла сыновьям Михаилу и Евгению, гражданам Германии, и дочери Полине, у которой гражданство России и Франции. Второй основатель компании, Васильев, в 2022 году после тяжелой болезни передал свою долю жене Елене, ставшей председателем совета директоров компании.

Между новыми владельцами возник корпоративный конфликт. Михаил Скигин лишился поста руководителя терминала. А Васильева неоднократно заявляла в суды и правоохранительные органы о рейдерских атаках со стороны кипрских офшоров и стоящих за ними членов семьи Скигина.

Генпрокуратура утверждает, что пакеты акций дети Скигина получили благодаря трем сделкам, совершенным в 2016 и 2020 годах. В результате под контроль иностранных резидентов попал оператор и собственник имущества терминала в Большом порту Санкт-Петербурга. Его доля грузооборота превышает 70%, а активы оцениваются более чем в 17,5 млрд рублей. С 2000 года предприятие включено в Реестр субъектов естественных монополий РФ. Поэтому, говорится в иске Генпрокуратуры, Скигины должны были получить согласие Федеральной антимонопольной службы на владение долями в стратегическом активе.

Защита, в свою очередь, заявляла, что Скигины унаследовали акции в 2003 году, а закон, требующий такого согласования, вступил в силу в 2008-м. Представители Михаила Скигина заявили, что намерены обжаловать решение суда. Согласно постановлению, оно приведено к немедленному исполнению.

Петербургский нефтяной терминал занимает 37 гектаров в юго-восточной части Финского залива. На предприятии работает 380 человек. Грузооборот терминала в прошлом году составил более 8 млн тонн, общая пропускная способность — 12,5 млн тонн. Выручка терминала в прошлом году, по данным СПАРК, снизилась на 7%, примерно до 9 млрд рублей. Чистая прибыль выросла на 1,5%, до 5,5 млрд рублей. О значении предприятия говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Безусловно, это довольно крупный объект, хотя, конечно, для Ленинградской области он не самый важный, потому что самые важные отгрузочные нефтяные терминалы — в Усть-Луге и в Приморске, это конечные точки нефтепроводов БТС-1, БТС-2. Этот терминал в Санкт-Петербурге таким не является, поэтому там и объемы перевалки значительно меньше, и стратегическое его значение для России гораздо меньше. То есть если вдруг он останавливается, это не значит, что остановится нефтепровод. Его значение гораздо меньше, чем у других терминалов. Но все равно через него происходит отгрузка, и то, что он отнесен к стратегическим предприятиям, это исключительно из-за того, что конкретно в этом порту он занимает доминирующее положение по перевалке нефти. При этом, кстати, он относительно недавно попал в список стратегических предприятий, не зря в рамках судебного разбирательства защита и указывала на то, что они не должны были согласовывать сделки с Федеральной антимонопольной службой, потому что в момент, когда эти сделки совершались, в законодательстве не было такого требования. Ну и опять же, потому что он не был никогда в центре внимания как стратегический объект, потому что не очень-то и большой. Совпадение нескольких факторов привело к тому, что государство изымает его. Опять же, никаких сбоев в работе из-за корпоративных конфликтов собственников терминала тоже не было, угрозы фактически такой нет, поэтому еще неизвестно, чем закончится апелляция. Может оказаться, что некие выгоды от того, что государство национализирует долю в этом терминале, могут оказаться меньше, нежели тот вред, который наносит эта история. Государство как раз больше заинтересовано в контроле конечных точек нефтепровода, а это терминалы в Усть-Луге и в Приморске. Туда приходят БТС-1 и БТС-2, там да, согласен, что государственная монополия, «Транснефть» должна контролировать, то есть у государства должен быть контрольный пакет. В более мелких подобных объектах вполне можно обойтись и частным капиталом, тем более терминал работал нормально».

Корпоративный конфликт на предприятии продолжается много лет. Параллельно ведутся сразу несколько судебных разбирательств. Пока все Скигины привлечены к делу в качестве третьих лиц. Наличие иностранного гражданства у них и стало поводом для обращения Генпрокуратуры в суд.

При этом претензии во многом касаются перестановок и перераспределения акций многолетней давности, еще в деле можно усмотреть попытку предъявить владельцам нарушение закона задним числом, считает партнер коллегии адвокатов А2 Михаил Александров:

«Тенденция началась даже не в последние пару лет. Наверное, из наиболее значимого — это история с «Башнефтью», которую забрали у АФК «Система» тоже потому, что через 10 или 20 лет нашли нарушения в схемах приватизации Фондом Татарстана. Это вопрос достаточной креативности. Наверное, этот кейс выглядит по-другому еще и потому, что там есть конфликт между акционерами. Не совсем понятно, то ли кто-то из них, может быть, Елена Васильева обратилась изначально в прокуратуру или обратила на это внимание или прокуратура по своей инициативе решила это сделать — вот это, скорее, мне кажется, интересный вопрос. А так понятно, что мы увидим еще немало таких историй, когда есть целесообразное решение с точки зрения власти, и дальше вопрос, как мы это решение оформим юридически. Придумайте нужный механизм, почему это юридически должно быть верно, — примерно так. У нас же был кейс, прокуратура требовала изъять в доход государства акции, которые обращались на организованном рынке. И даже Центробанк вмешивался, писал письмо, что это очень негативно скажется на фондовом рынке. Основание приобретения собственности в этом кейсе — получили по наследству. Наверное, разумно было бы сказать — хорошо, допустим, они получили по наследству, потом вступил в силу закон, насколько я понимаю, через пять лет после того, как они оформили наследство. Хорошо, они должны, наверное, устранить нарушения владения, согласовать что-то, заявить что-то. Но говорить, что, видите, появился новый закон, поэтому ваша собственность теперь должна быть конфискована, — это, мягко говоря, не способствует стабильности гражданского оборота».

Представители Михаила Скигина заявили, что намерены обжаловать решение суда. Согласно постановлению, оно приведено к немедленному исполнению.

Источник: BFM.RU, 08.04.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики