Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Морская тема» Украины

«Морская тема» Украины

Киев планирует поднять стоимость аренды земли для российского Черноморского флота в Крыму

Соответствующее постановление издал кабмин Украины. Правительство рекомендовало властям полуостровной автономии поднять минимальную ставку аренды на 3 процента с 2013 года, а еще через год увеличить ее до четырех процентов. Однако, по экспертным оценкам, это может противоречить договоренностям, достигнутым при подписании «Харьковских соглашений» в апреле прошлого года.

Согласно документам, Украина получает довольно существенную скидку на российский газ в обмен на 25-летнюю пролонгацию пребывания Черноморского флота в Крыму, начиная с 2017 года. При этом стоимость аренды земли примерно с того же момента оговаривается из расчета уплаты Москвой ста миллионов долларов в год.

Кроме того, в общую сумму входит и тот капитал, который образовался в результате ценового бонуса Киеву. По мнению ряда ведущих аналитиков, последнее постановление украинского кабмина также неразрывно связано с дискуссией о стоимости голубого топлива. Однако в этот раз дело не ограничивается исключительно решением «газового вопроса».

Речь идет об инвестициях российских компаний в стратегические предприятия Украины и о дальнейшем партнерском сближении экономико-политического пространства двух стран. Нынешние переговоры весьма непростые, и в таком свете действия украинских властей можно расценивать как попытку наращивания дополнительных аргументов в их пользу.

Вместе с тем этот же факт говорит о том, что диалог идет не так гладко, как хотелось бы Киеву. Об этом «Голосу России» рассказал ведущий эксперт Центра экономических и политических исследований имени Разумкова в Киеве Владимир Омельченко:

«Вопрос цены газа и аренды увязан друг с другом. И стоимость аренды, формат и порядок ее взимания, и конкретные цифры, мне кажется, сторонам необходимо более детально обговорить и расписать. Как эта сумма будет распределена — это уже другой вопрос. Украина, когда получает так называемую скидку на природный газ, то это записывается ежегодно в украинский долг. Поэтому, чтобы этот госдолг погашать, необходимо, чтобы ставка за аренду соответствовала долговым обязательствам Украины».

В то же время позиция официального Киева выглядит довольно уклончивой. По мнению кабмина, рост тарифов для российской стороны должен быть связан с завершением процесса инвентаризации и оценки участков, которые сейчас занимает Черноморский флот России. Несмотря на очевидно полезный практический характер этих мероприятий, ситуация здесь несколько размыта.

Стоит вспомнить украинские судебные постановления о незаконности использования Москвой пяти маяков и двух станций радионавигационной системы. По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, на самом деле Киев всего лишь старается до последнего гнуть свою линию. Иными словами, он пытается заполучить новую скидку и оставить за собой исключительные права на украинскую газотранспортную систему, отмечает эксперт:

«Абсолютно на ровном месте придумываются какие-то „страшилки“. То мы не пустим в ВТО, то мы поднимем стоимость Черноморского флота. Хотя, еще раз повторю, в реальности никакого повышения стоимости аренды Черноморского флота, безусловно, не будет. Это банальная „страшилка“, которой Украина пытается нас напугать, но это вряд ли получится.

Черноморский флот находится в Крыму в счет стодолларовой скидки, которую Украина получает с каждой тысячи кубометров. Поэтому говорить о том, что Черноморский флот находится на Украине бесплатно, не приходится. Это не является правдой».

Таким образом, действия украинского кабмина можно расценивать также как попытку некоего информационного вброса. После подписания договоров о стоимости голубого топлива на следующий год, Киеву, вероятно, придется пойти на довольно серьезные уступки. И в такой ситуации, независимо от того, повысится ли аренда для Черноморского флота или нет, обязательства украинского руководства перед Россией в глазах собственного народа не будут выглядеть предельно завышенными.

Автор: Максим Измайлов

Источник: Голос России, 22.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики