Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Экстренно латать дыры в бюджете»: аналитик рассказал о текущем влиянии цен на нефть на экономику РФ

«Экстренно латать дыры в бюджете»: аналитик рассказал о текущем влиянии цен на нефть на экономику РФ

По итогам 2024 года в России около 30% доходов бюджета все равно от нефтегазового комплекса.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал влияние новых пошлин США и решения ОПЕК на цены на нефть и экономику России.

По его словам, когда речь идет о нефти, то это история про доходы федерального бюджета, то есть экономика может расти, но это может не приносить достаточный объем доходов федерального бюджета.

«По заявлениям вице-премьера Александра Новака, по итогам 2024 года у нас около 30% доходов бюджета все равно от нефтегазового комплекса. Это значительно меньше, чем было в 2010-х годах, тогда было и под 50%. То есть в этом плане у нас определенная диверсификация произошла. Надо относиться, к нефтегазу, скорее, как к нашему конкурентному преимуществу, потому что если бы у нас этого не было, то у нас дела бы были бы еще хуже. Проблема в том, что у нас бюджет на 2025 год сверстан, исходя из цены 69,7 долларов за баррель нашего сорта Urals, и курса рубля по отношению к доллару 96 за доллар. Сейчас оба параметра другие. В моменте наша нефть падала до 50 долларов за баррель, и рубль слишком крепкий, около 85, 86 за доллар. Получается, что мы в рублевом выражении нашу нефть планировали продавать за 6 700 ₽ за баррель, а продаем сейчас чуть ниже, наверное, 5 000 ₽ за баррель. Вот получается мы недополучаем доходов бюджета. Пока это не какая-то трагедия, все-таки это очень краткосрочное пока падение, но если дальше цена нефти будет ниже, чем мы планировали, то придется ускоренно тратить ликвидную часть фонда национального благосостояния. И министерству финансов нужно будет более активно выходить на рынок заимствований, то есть размещать облигации, то есть займ будет увеличиваться. И если опять же дальше пойдет вот такое отставание доходов от расходов, дефицит, то не исключено, что к середине года, может быть, придется определенные сроки бюджета пересмотреть. То есть уменьшать расходы бюджета придется», — сказал он.

Эксперт отметил, что для России, конечно, сейчас совсем не вовремя подобные турбулентности на нефтяном рынке.

«И сейчас стоит ожидать, что одна из первых идей, которую может правительство проработать, это снижение выплат нефтяным компаниям. Правда, это приводит к подорожанию топлива на внутреннем рынке, придется, соответственно, к этому готовиться нашим автолюбителям», — пояснил он.

Юшков подчеркнул, что нефтянка в России часто воспринимается как некая дойная корова, но она не бездонна, и нефтяная нагрузка налоговая на нефтянку, и на газовый сектор и так гораздо больше, чем на многие другие, тот же самый банковский сектор.

«Поэтому один из вариантов — это поднять опять же налоги, чтобы увеличить доходы бюджета. Но тут важно не зарезать корову, которая дает молоко, в виде нефтяной отрасли. К нашей нефтяной отрасли надо очень осторожно относиться, нельзя бесконечно повышать налоги, иначе мы будем просто снижать объемы добычи и не с чего будет брать налоги в итоге. Поэтому если уж увеличивать налоговую нагрузку, то надо присмотреться и к другим отраслям, которые не менее рентабельны сейчас и имеют гораздо меньшую налоговую нагрузку. Правительству нужно будет очень осторожно относиться к вопросам повышения доходов и, может быть, делать это плавно на многие отрасли, а не закладывать только на один привычный нам нефтегазовый сектор. Лучше действительно перестраховаться и закладывать более пессимистичный сценарий. Пусть в итоге дела обстоять будут лучше, чем прогнозировали. Но надо быть готовым, что действительно, у нас есть определенные проблемы, и относиться к этому серьезно. То есть, да, рынок ребалансируется, безусловно, если цены будут оставаться низкими. Но нам нужно думать, как жить и при относительно низких ценах продолжительный период. Лучше как базовый брать более пессимистичный сценарий, чем потом как-то экстренно латать дыры в бюджете», — подытожил он.

Автор: Арина Остроумова

Источник: Радио «Комсомольская правда», 10.04.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики