Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станислав Митрахович: Тарифная война создает для России возможности игры на противоречиях

Станислав Митрахович: Тарифная война создает для России возможности игры на противоречиях

Тарифная политика США усилила неопределенность мировой экономики и послужила началом разворачивающейся торговой войны. На этом фоне цены на нефть стали падать.

Новость Агентству нефтегазовой информации прокомментировал научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Главная угроза для России от тарифных войн президента США Дональда Трампа – это возможность снижения цен на нефть из-за нарушения сложившихся форматов международной торговли. Но надо понимать, что это происходит не просто в условиях того, что Россия являлась неким участником международных экономических отношений, тут есть политический контекст. Запад против России ведет масштабную экономическую войну, и это гораздо более значимо, и гораздо серьезнее, чем просто тарифные войны.

Более того, администрация Дональда Трампа угрожала, что может ввести против России и ее торговых партнеров так называемые «санкции иранского типа», когда наказание подразумевается для тех стран, которые закупают российскую нефть. Если они экспортируют некие товары в США, то на них будут действовать дополнительные высокие тарифы. До сих пор эти санкции не объявлены, потому что ведутся переговоры между Россией и Америкой по украинскому вопросу. Но если предположить, что они провалятся, администрация Вашингтона обещала ввести эти меры вторичного типа, что само по себе очень серьезно.

Другой вопрос: можно ли, например, Китай сейчас напугать повышением тарифов из-за закупок российской нефти? В текущей ситуации это абсурд, потому что против китайских товаров и так введены заградительные пошлины.

Поэтому косвенно текущий разлад новой мировой торговли между западными странами и Китаем, а также разлад внутри самого Запада не только создает риски для России в виде падения цен на нефть, но и создает возможности игры на этих противоречиях.

Если Запад занят разборками, он вряд ли может эффективно спонсировать Украину. А Китай может более благосклонно посмотреть на развитие отношений с Россией.

Поэтому есть косвенная польза и выгода от, казалось бы, большой и очевидной проблемы, что в моменте падает цена на нефть.

Что касается необходимости принятия мер для адаптации российской нефтяной отрасли к кризису, то мы проходили за последние десятилетия несколько подобных кризисов. Сначала в 2008 году, затем в период пандемии, когда российская нефть в период наиболее жестких ковидных ограничений стоила намного дешевле, чем сейчас – около $10 в портах северо-западной Европы.

Тогда мы сумели это пройти, у нас есть опыт в том числе временного сокращения добычи по ОПЕК+. Если, конечно, участники с арабской стороны на это согласятся. Также никуда не делись наши задачи по развитию импортозамещающих технологий в производстве и, конечно, развитие отношений с Китаем и Индией. Если сейчас Китай из-за тарифной войны будет вынужден отдалиться от Запада, то в этих условиях Россия даже в чем-то сможет выиграть, развивая совместные предприятия.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 11.04.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики