Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть упала, но может отжаться

Нефть упала, но может отжаться

Как удешевление нефти скажется на состоянии экономики России

Снижение цены нефти Brent ниже уровня $60 за баррель, зафиксированное 9 апреля впервые за 4 года, не просто означает пересечение психологически важной отметки. Оно является критическим для федерального бюджета России, который сформирован в расчете почти на $70. С другой стороны, оно естественным образом «аннулирует» санкции на экспорт российской нефти, которые также распространяются на поставки по цене выше этого уровня. О том, чего принесет больше падение цены на нефть для России: пользы или проблем, размышляет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель кафедры политологии Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Игорь Юшков: Падение цен на нефть для России — новость плохая, причем плохая сразу по нескольким причинам.

Высокая цена на нефть важна потому, что исходя из средней экспортной цены на нефть ежемесячно рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых. Чем ниже цена, тем ниже налоги, тем ниже доходы бюджета.

Это почувствует и население — если цена на нефть будет оставаться на низком уровне, то государство станет искать возможности сократить расходы, чтобы втиснуться в бюджет, сверстанный из расчета $69,7 за баррель при курсе 96 руб. за доллар. Сейчас же мы имеем совпадение негативных для бюджета факторов — слишком низкую цену на нефть и слишком крепкий рубль.

Каким образом в таких условиях можно сократить расходы? Либо проводить секвестр бюджета, либо увеличивать налоговую нагрузку на нефтегазовые компании (которая и так уже одна из самых высоких в экономике России), либо сокращать выплаты по демпферу.

Это уже было в 2023 г., когда год тоже начинался с заметным дефицитом бюджета. Тогда Минфин РФ сократил выплаты по демпферу сразу на 50% (правда, позднее решение было изменено). Нефтяные компании, предвидя сокращение доходов с этой стороны, начали добирать разницу с рынка, повышая цену на топливо. Сейчас вполне возможно повторение той ситуации с повышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Несколько сглаживает этот негатив тот факт, что Россия теперь может открыто продавать свою нефть на экспорт, не опасаясь санкций, не прибегая к услугам так называемого «теневого флота». Это сокращает скидку на экспортную нефть и немного сдерживает более сильное падение цены на нее. Но это очень слабый противовес, потому что российскую нефть покупают неохотно по любой цене, она считается «токсичной», и нам важнее продавать ее по более высокой цене, чем избавить ее от этой токсичности. Если для нефтедобывающих компаний доступ к обычному флоту хоть как-то скрашивает ситуацию, то на бюджете падение цены скажется болезненно.

Мы можем втянуться в замкнутый круг, при котором снижение цен на нефть будет способствовать дальнейшему удорожанию рубля. Сейчас правительство тратит по бюджетному правилу ликвидную часть Фонда национального благосостояния. Поскольку там средства лежат в валюте, то ее продажа на внутреннем рынке стимулирует спрос на рубль и, соответственно, его укрепляет. Правительство и ЦБ могут встать перед дилеммой: как, с одной стороны, ослабить рубль, чтобы, с другой, не вызвать новый всплеск инфляции. Это сложная задача.

Нестандартность текущей ситуации в том, что падение цен на нефть, как и их возможный рост, полностью завязаны на сугубо психологические факторы. На прошлой неделе в мировой экономике не произошло ничего такого, что могло бы объективно снизить спрос на энергоносители. Прозвучали заявления Дональда Трампа, который шарахается из крайности в крайность. Если Трамп завтра объявит, что он договорился с Китаем и отменяет пошлины, это вызовет рост цен на нефть, потому что прибавит оптимизма игрокам рынка и даст импульс мировой торговле. Если Трамп объявит, что США будут бомбить Иран — нефть рухнет еще ниже.

Поэтому правительству РФ не стоит рвать на себе волосы, разумнее именно подождать развития внешнего фона и не делать резких телодвижений. Тем более, что в апреле падения доходов бюджета в любом случае не произойдет; нынешние события начнут влиять на величину налога на добычу полезных ископаемых только в мае — июне. Поэтому я предвижу, что правительство предпочтет в ближайшие дни взять паузу и проследить за внешними факторами, которые могут влиять на цены на нефть.

Автор: Игорь Серебряный

Источник: Expert.ru, 14.04.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики