Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Грозит ли России обвальное падение добычи нефти?

Грозит ли России обвальное падение добычи нефти?

Правительство приняло энергетическую стратегию России до 2050 года

В новой энергостратегии РФ до 2050 года рассматриваются экстремальные сценарии развития нефтедобычи. В частности, в стресс-сценарии, который включает усиление западных санкций и ускоренный отказ мира от углеводородов, к 2050 году Россия будет добывать лишь 170 млн тонн нефти ежегодно, а объем экспорта опустится до нуля

Правительство одобрило энергетическую стратегию России до 2050 года, в которой предложено несколько сценариев.

Инерционный сценарий предполагает сохранение сложившихся трендов в отраслях ТЭК: добыча нефти с текущих 540 млн тонн в год снизится до 477 млн тонн к 2036 году, а к 2050-му — до 287 млн тонн, то есть почти вдвое относительно текущих уровней. Экспорт нефти при этом придется сократить втрое.

В стресс-сценарии, который включает усиление западных санкций и ускоренный отказ мира от углеводородов, к 2050 году Россия будет добывать лишь 170 млн тонн нефти ежегодно — это втрое меньше, чем сейчас. При этом объем экспорта опустится до нуля.

Какова вероятность такого сценария, который выглядит как пугающий прогноз от Goldman Sachs?

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Минэнерго попыталось разработать два радикальных сценария. Негативный сценарий: все санкции сохраняются, так еще и полная декарбонизация в мире наступает, и внешние рынки вообще закрываются. Но опять же это сильно радикальный сценарий, потому что даже те страны, которые много лет находятся под жесточайшими санкциями, типа Ирана и Венесуэлы, и то определенный экспорт имеют. Допустим, мы экспорт вообще сокращаем, потому что в этом сценарии предполагается, что не то что новые технологии нам не будут доступны, так еще и старые мы утратим и вообще не сможем добывать. Вот это некий радикальный сценарий, когда мы работаем исключительно на внутренний рынок и больше ничего вывезти вообще никуда не можем, даже в соседнюю Белоруссию. Он исключительно гипотетический, наверное, гипертрофированный, потому что мы видим и обратный сценарий. Зачем-то в энергостратегии прописан сценарий наиболее позитивный, при котором мы добываем все, что физически возможно добыть в России, даже если это нерентабельно. В энергостратегии написано, что этот сценарий предполагает максимальный объем добычи даже без учета рентабельности месторождений. Зачем он такой нужен, если в жизни всегда вы учитываете рентабельность, а тут до 2050 года предполагается, что мы вдруг из щедрости будем разрабатывать все абсолютно месторождения. То есть этот сценарий предполагает, что мы и в Арктике будем добывать, хотя там себестоимость большая, и все санкции против нас отменят. Изначально понятно, что это нереалистичные сценарии, что один, что второй. Зачем их надо было прописывать, особенно этот супермегаоптимистичный, непонятно. Там при этом есть и умеренно негативный сценарий полной декарбонизации. То есть два сценария отличаются друг от друга только тем, что в одном и полная декарбонизация наступила, и санкции продолжают работать. А второй сценарий, когда полная декарбонизация наступила, санкции с России сняты, но нам это не помогает. Ведь что такое энергостратегия? Это же не прогноз, и она он не должна быть прогнозом развития мировой энергетики, это некое видение того, что государство хочет получить в энергетике с учетом того, что планируют компании. Не инерционный сценарий мы хотим видеть, а развитие, чтобы добыча росла, и для этого готовы предоставить вот такие-то, такие-то налоговые льготы, сделать то-то и то-то. А мы видим попытку сделать какой-то прогноз со всеми возможными сценариями. Смысла в этом нет. В плане нефти инерционный сценарий близок к реальности. Если мы не изменим систему налогообложения, если по-прежнему нефтянка будет иметь фискальную нагрузку большую, то у нас будет снижение объемов производства, потому что во всем мире, и в России в том числе, происходит ухудшение качества ресурсной базы. Гигантских уникальных месторождений с фонтанирующими скважинами в мире почти не открывается, поэтому нужно что-то менять и в плане налогов, тем болееесли у нас есть технологические ограничения, которые к наиболее эффективным технологиям нам закрывают путь. Второй сценарий, основной, который оптимальным называется, должен предполагать снижение налоговой нагрузки для того, чтобы отрасли оставались деньги для развития, и вот тогда объемы добычи будут сохраняться либо подрастать».

Нефтегазовый сектор обеспечивает треть доходов бюджета, треть всех инвестиций в стране и две трети валютной выручки экономики. Однако в части добычи и экспорта нефти при сохранении текущих тенденций имеются значительные риски сокращения объемов производства, говорится в стратегии.

Также отмечается, что всего в российских недрах находится 31 млрд тонн разведанных запасов нефти, которой могло бы хватить на 65 лет добычи, однако треть из них сейчас нерентабельны. Чтобы поддерживать текущий уровень нефтедобычи, который прописан в целевом сценарии, требуются значительные инвестиции, а также достижение технологического суверенитета. В общей сложности, согласно документу, нужно провести замещение более 1,5 тысячи позиций критически необходимого оборудования.

Источник: BFM.RU, 15.04.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики