Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У «Газпрома» и Турции наступил момент истины

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины

Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение. До конца года заканчиваются основные контракты на поставку российского газа в Турцию, которая после начала СВО стала вторым по величине закупщиком топлива из России. Анкара не скрывает, что хочет более низких цен и гибких условий, тогда как вопрос создания газового хаба все еще не решен, и у Турции есть несколько козырей.

Как сообщает «Газпром», глава компании Алексей Миллер принял в Санкт-Петербурге председателя совета директоров Botas Абдулвахита Фидана.

«Стороны обсудили ход и перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества», — сообщили в «Газпроме».

В компании не стали приводить подробности переговоров, однако они, наверняка, касались будущих поставок. До конца года заканчиваются все основные контракты на поставку российского газа: по долгосрочному на 16 млрд кубометров и четырехлетнему на 5,75 млрд кубометров.

В S&P отмечали, что у шести частных турецких компаний есть соглашения еще на 9,75 млрд кубометров, но только Bosphorus Gaz, Akfel Gaz and Kibar Enerji импортировали в 2024 году российский газ и в небольших объемах.

Львиная доля закупок приходится на Botas. И поставки «Газпрома» в Турцию в последние несколько лет остаются примерно на одном уровне — чуть больше 21 млрд кубометров.

Потребление в Турции при этом также находится примерно на одном и том же уровне в последние годы — чуть больше 50 млрд кубометров.

Очевидно, что в Botas заинтересованы в «Газпроме», чья доля газа в импорте страны превышает 40%. Но, как писало S&P, турецкая сторона хочет более низких цен и гибких условий.

Сам «Газпром» вряд ли пойдет на это, так как турецкий рынок после начала СВО и падения экспорта в ЕС стал вторым по значимости для компании после китайского. Но для уступок у турецкой стороны могут быть веские аргументы.

Например, в Черном море ведут разработку крупного месторождения «Сакарья», и в 2027 году планируют выйти на добычу 7,5 млрд кубометров, говорил министр энергетики Альпарслан Байрактар. Также до 2027 года продлили контракт на поставку алжирского СПГ — на 4,4 млрд кубометров в год. И подписали целый пакет 10-летних контрактов на импорт сжиженного газа в объеме почти 10 млрд кубометров в год с 2027 года — с Shell, ExxonMobil, Oman LNG и TotalEnergies.

Идет ли в данном случае речь о том, что Botas хочет перейти от спотовых закупок на долгосрочные контракты по импорту СПГ или набирает дополнительные объемы импорта, неизвестно. Однако эти обязательства турецкая сторона вполне может использовать в переговорах с «Газпромом».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что ситуация вполне рабочая.

«Российский газ играет ключевую роль в турецком энергобалансе с долей в 40%. А Турция второй после Китая покупатель российского трубопроводного газа и основной транзитный партнер. Это хорошая база для достижения взаимовыгодного соглашения о продлении контракта по „Голубому потоку“. По ценам и объемам есть пространство для маневра с учетом все еще обсуждаемого хаба в Турции», — считает эксперт.

Он допускает, что рост добычи на черноморском месторождении может повлиять на объемы поставок российского газа в Турцию.

«Но пока почти весь прирост добычи „ушел“ в увеличение „реэкспорта“ из Турции в Болгарию», — говорит Алексей Гривач.

По его мнению, поставки российского газа могут быть и выше, если экономика Турции выйдет из турбулентности и гиперинфляции.

На руку «Газпрому» сыграл прошедший отопительный сезон в Турции. Из-за засухи в стране вдвое сократилось производство электроэнергии на гидроэлектростанциях и нехватку компенсировали газовой генерацией. Турция показала исторический рекорд спроса на газ. С учетом данных турецкого регулятора EPDK общее потребление газа в стране с ноября по март составило почти 33 млрд кубометров. Спрос на газ в стране вырос более чем на 20% или 5,5 млрд кубометров.

В ситуации же «Газпрома» и Botas каждый миллиард кубометров будет иметь значение.

«Допускаем, что новый контракт может предполагать более низкие ежегодные объемы — порядка 18−20 млрд кубометров. В последние годы Турция в основном импортировала немного меньше газа из России, чем предусмотрено совокупностью действующих контрактов, в связи с чем для страны имело бы смысл заключить более гибкий контракт», — говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

При этом сам факт продолжения газового сотрудничества между Россией и Турцией, отмечает он, сомнению не подлежит.

«На данный момент „Газпром“ и Botas во многом являются взаимозависимыми, что будет делать переговоры по цене более сложными. Для „Газпрома“ Турция остается одним из последних высокомаржинальных рынков сбыта, а для Турции „Газпром“ является одним из ключевых надежных поставщиков. Ценовые условия контрактов „Газпром“ обычно не раскрывает, но допускаем, что сотрудничество с Турцией может вестись по рыночным европейским ценам с некоторой скидкой», — продолжает Сергей Кауфман.

Аналитик ФГ «Финам» полагает, что новый контракт может носить среднесрочный характер — в диапазоне 4−7 лет.

«В долгосрочной перспективе Турция имеет планы по росту собственной добычи газа, хотя пока сложно сказать, насколько эти планы будут реализуемы», — добавляет Сергей Кауфман.

Источник: EADaily, 17.04.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики