|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Необходимость развития МНК как ответ на вызовы для нефтяной отрасли Необходимость развития МНК как ответ на вызовы для нефтяной отрасли12 апреля премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении Энергетической стратегии РФ до 2050 г. Как говорится в документе, одним из вызовов для нефтяной индустрии является «постепенное истощение наиболее качественных запасов в традиционных, хорошо изученных добывающих регионах с развитой инфраструктурой, увеличение доли сложных запасов в общей структуре запасов углеводородного сырья». Крупные легкодоступные месторождения в РФ, как и во всем мире уже не только найдены и введены в эксплуатацию, но и сильно выработаны. Поэтому нефтяникам приходится переходить на сложные проекты: сланцевую добычу, глубоководный шельф, арктические территории и т.д. Вице-премьер Александр Новак еще в 2023 г. рассказал, что около 30% нефти в России добывается из трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), а к 2050 году эта доля может вырасти до 70%. Соответственно переход на разработку более сложных проектов приводит к росту себестоимости добычи. А с другой стороны, мы видим рост налоговой нагрузки на нефтяную отрасль: в 2023 г. она увеличилась до 75%. Наличие двух указанных тенденций может привести к снижению добычи жидких углеводородов в России. В свежей Энергостратегии рассматривается инерционный сценарий, в котором отрасль продолжает существовать в нынешних регуляторных условиях. Так, добыча нефти сократится с 531 млн. т. в 2023 г. до 523 млн. т. - к 2030 г. А далее падение будет еще более ощутимым – 477 млн. т. в 2036 г. и 360 млн. т. - к 2050 г. Важно отметить, что в этом сценарии добыча снижается не из-за тотального энергоперехода в других странах, а именно из-за внутрироссийских проблем, т.е. мы просто не сможем добывать нефть в прежних объемах, если ничего не изменим в отрасли. Для удержания добычи хотя бы на текущем уровне правительство должно дать нефтяникам стимулы для развития – прежде всего в виде снижения фискальной нагрузки. Естественно, что государство не может пойти на это здесь и сейчас. В бюджете заложены большие оборонные и социальные расходы, поэтому сокращение доходов за счет стимулирование нефтяной отрасли не представляется возможным. К тому же Россия является участником сделки ОПЕК+, которая пока ограничивает добычу нефти в стране. Но организация уже запланировала рост квот. А накопление негативных тенденций в российской добыче приведут к тому, что обязательства перед ОПЕК+ перестанут быть для нас ограничениями. Уже сейчас необходимо прорабатывать вопрос: каким должно быть стимулирование отрасли для поддержания добычи – помимо снижения налоговой нагрузки или перехода от НДПИ (налог с объема добытой нефти) к налогу на добавленный доход (НДД, налогообложение на основе экономических показателей). Но нужно понимать, что в России все равно останутся существенные ресурсные ограничения: санкции и конкурентная среда на мировом рынке будет сдерживать цены. Поэтому, на мой взгляд, стоит особое внимание уделить поддержке малых нефтяных компаний (МНК). Такие компании, как правило, работают на месторождениях, которые уже не интересны крупным игрокам. А в России истощение месторождений будет только нарастать, а значит специфической ресурсной базы, интересной только малым компаниям будет все больше. Высокая выработанность недр наблюдается в регионах Кавказа, Поволжья и Западной Сибири, и в случае закрытия там месторождений многие жители останутся без работы, и мы рискуем получить те же социальные проблемы, которые сейчас наблюдаются в угольной отрасли. За счет развития МНК и сохранения эксплуатации истощенных месторождений рабочие места удастся сохранить. Даже при учете предоставления малым компаниям налоговых льгот и иных послаблений, их деятельность будет выгодна для государства. Такой бизнес будет платить часть налогов, оплачивать транспортировку нефти, вокруг них будет создаваться система смежников и поставщиков, что в итоге будет позитивно влиять на экономику. Малые компании полезны и для технологического развития отрасли. Они быстрее крупных корпораций внедряют инновации, апробируют новые технологи и корректируют их работу. Именно малые компании совершили «сланцевую революцию» в США, сделав страну мировым лидером по объемам добычи нефти и газа. Проблема для развития МНК в недостаточности лоббирования своих интересов. В нефтянке существуют отраслевые организации, но они имеют форму именно отраслевых союзов. А для продвижения интересов важно иметь государственный статус. Поэтому создание объединения малых нефтяных компаний при Правительстве РФ даст больше возможностей для лоббирования и получения необходимых для развития преференций. Такой формат также позволит ускорить диалог регулятора и данного сегмента отрасли, что в свою очередь сохранит одно из главных конкурентных преимуществ малых компаний – быстроту принятия решений. А Правительство будет оперативно получать обратную связь, что в итоге будет выгодно всем. Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ Опубликовано: Нефтегазовая вертикаль, 23.04.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|