Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК+ не может сдержать добычу

ОПЕК+ не может сдержать добычу

ОПЕК+ продолжит ускоренно наращивать добычу. Цены на нефть снижаются, но это лучше, чем если бы сделка развалилась, считают эксперты. Серьезных последствий для России не будет, полагают аналитики.

В июне страны ОПЕК+ продолжат майское приращение добычи на уровне сразу трех месяцев. Об этом решили восемь стран-участниц сделки, которые брали на себя повышенные обязательства по сокращению производства в 2023 году.

Как и в мае, добыча стран ОПЕК+ в июне вырастет еще на 411 тыс. баррелей в сутки.

«Это эквивалентно трем ежемесячным приращениям. Постепенное повышение может быть приостановлено или отменено в зависимости от меняющихся рыночных условий. Такая гибкость позволит группе продолжать поддерживать стабильность нефтяного рынка. Восемь стран ОПЕК+ также отметили, что эта мера даст возможность странам-участницам ускорит компенсационные сокращения», — говорится в сообщении ОПЕК.

Там настаивают, что на такой шаг ОПЕК+ пошел из-за благоприятных фундаментальных показателей рынка — низких запасов нефти.

Решение участников сделки сразу сказалось на ценах. Если котировки эталонной североморской Brent опустились до $ 60 за баррель, то американской WTI — до $ 57.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что ОПЕК+ вынужден был пойти на ускоренный прирост добычи.

«Ряд участников был просто недоволен самим соглашением. И если не повышать объёмы добычи согласованно, тогда сделка в принципе может развалиться. Потому что кто-то будет постоянно нарушать, а остальные решат добывать по максимуму. Это приведет к тому, что на рынок выйдет примерно 4,5−4,8 миллиона баррелей в сутки. Это огромные объемы производства, что грозит еще большим снижением цен, чем при согласованном повышении», — считает ведущий аналитик ФНЭБ.

Он отмечает, что ряд участников нарушают квоты и сейчас, и, более того, строят планы увеличения добычи, так как их недропользователи сделали уже инвестиции, и добыча все равно вырастет.

«С этой точки зрения, происходит некая легализация их повышенной добычи», — говорит Игорь Юшков.

B Bloomberg полагают, что увеличение добычи и соответственное снижение цен могут быть целью Саудовской Аравии, чтобы наказать нарушителей и заставить их выполнять компенсационные сокращения. Игорь Юшков отмечает, что такая версия имеет много слабых сторон. Он приводит пример Казахстана, который является самым злостным нарушителем сделки.

«Казахстан входил в сделку в ОПЕК+ как государство, а нарушает из-за того, что недропользователи не обязаны слушать государство», — говорит эксперт. Речь идет о трех мегапроектах страны (80% добычи), в которых контрольный пакет принадлежит западным компаниям.

«Вряд ли решение ОПЕК+ направлено на то, чтобы за счет низких цен заставить нарушителей корректно исполнять свои обязательства по объему производства», — считает Игорь Юшков.

Старший научный сотрудник берлинского Центра Карнеги Сергей Вакуленко замечает, что, на самом деле, с ценами и спросом на нефть сейчас слишком много неопределенностей, чтобы делать некие однозначные выводы.

«Во-первых, летом спрос выше. Начинается driving season — люди летом ездят больше и дальше и больше летают. В странах Персидского залива, несмотря на впечатляющее развитие солнечной энергетики, до сих пор много электроэнергии производится на мазутных электростанциях, и летом там пик потребления, связанный с потреблением кондиционерами. Так что одна Саудовская Аравия для собственных нужд может потреблять на 1 млн баррелей в сутки больше, чем зимой», — пишет Сергей Вакуленко в телеграм-канале.

Кроме того, президент США Дональд Трамп продолжает санкционную политику по остановке экспорта нефти из Ирана и Венесуэлы, в то время как снижение цен уже вызвало недовольство среди американских нефтяников. Средний уровень безубыточности бурения новых скважин на сланцевых проектах в Соединенных Штатах составляет $ 65 за баррель WTI.

Впрочем, с другой стороны есть не только решение ОПЕК+ ускоренно приращивать добычу, но и торговые войны, которые развязал американский президент. Рынок боится, что Дональд Трамп отправит мировую экономику в рецессию.

«Похоже, ОПЕК+ решил повторить историю времен пандемии коронавируса, когда сдержанному поведению предпочли рост добычи. В тот раз снижение цен продержалось полгода. Так что, думаю, до конца года цены должны начать свой рост, тем более, что для американский нефтяников действующая цена уже не обеспечивает покрытия операционных издержек», — говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов.

Низкие цены на нефть влияют на доходы российского бюджета. Но, как полагает Сергей Вакуленко, не нанесут стратегического урона. В бюджете страны заложены котировки около $ 70 за баррель, тогда как реальная стоимость сырья опустилась ниже $ 60. Эксперт отмечает, что снижение цены на каждые $ 10 за баррель приносит убытки в $ 20 млрд государству и $ 5 млрд компаниям. В то же время резервы Фонда национального благосостояния (ФНБ) достаточны. И долговая нагрузка у России среди развитых стран одна из самых низких.

Эксперты считают, что укрепление рубля повлияло на нефтегазовые доходы больше, чем снижение цен.

«Если ставки будут снижаться к концу года, то вариант роста заимствований просто не имеет альтернативы. Пока наша экономика может безболезненно позволить себе рост государственных обязательств», — говорил EADaily Максим Худалов.

Источник: EADaily, 05.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики