Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия зарывается в Венесуэле

Россия зарывается в Венесуэле

Россия вложит в Венесуэлу еще более $2 млрд. За участие в разработке крупного нефтяного месторождения «Карабобо-2» «Роснефть» заплатит $1,2 млрд и выделит кредит в $1 млрд венесуэльской нефтяной госкомпании. Россия решает не экономические, а геополитические вопросы, говорят эксперты, предупреждая, что инвестиции в Венесуэлу сопряжены с рисками. Россия может все потерять.

«Роснефть» примет участие в разработке венесуэльского месторождения «Карабобо-2». Как заявил министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес, российская госкомпания заплатит за вхождение в проект $1,2 млрд, а кроме того, предоставит венесуэльскому нефтяному концерну PDVSA кредит размером в $1 млрд. За это «Роснефть» получит 40-процентную долю в месторождении.

Территория Карабобо, располагающаяся в нефтеносном поясе реки Ориноко, включает в себя три блока. Запасы первого и третьего составляют 8 млрд тонн и 4,6 млрд тонн нефти соответственно. Запасы «Карабобо-2» оцениваются в 5,1 млрд тонн. По словам Рамиреса, на «Карабобо-2» «Роснефть» и PDVSA рассчитывают добывать 400 тыс. баррелей (около 55 тыс. тонн) ежесуточно.

«Роснефть» уже работает в Венесуэле на блоке «Хунин-6» (запасы около 7,2 млрд тонн нефти) в составе консорциума российских компаний, в который помимо нее входят «ЛУКойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». Консорциуму принадлежит 40% в проекте, за участие в «Хунине-6» Россия заплатила $1 млрд.

«Роснефть» заинтересована в расширении и географической диверсификации бизнеса, а PDVSA одна из ключевых компаний венесуэльской экономики, — отмечает аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов. — По сути, эта компания является воротами на центральноамериканский рынок нефти. Помимо «Хунина-6» российские компании разрабатывают месторождения «Аякучо-1» (ТНК-ВР) и «Аякучо-2» («Газпром»), «ЛУКойл» до октября 2011 года работал на блоке «Хунин-3».

Общие запасы бассейна Ориноко весьма велики — 235 млрд баррелей (около 32 млрд тонн) нефти. Причем ожидается, что после того, как все блоки пройдут международную сертификацию, эта цифра вырастет до 314 млрд баррелей (примерно 43 млрд тонн), что выведет Венесуэлу в мировые лидеры по нефтяным запасам.

Но это так называемая тяжелая и сверхтяжелая нефть, очень плотная и вязкая, с высоким содержанием битума, что осложняет ее переработку и, следовательно, делает дешевле. «У венесуэльских проектов очень сложная экономика, — комментирует аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. — Учитывая качество нефти и сложность добычи, российские компании, скорее всего, смогут перевести в категорию извлекаемых запасов не более 30% геологических ресурсов».

Расширение сотрудничества с Венесуэлой в нефтяном секторе — вопрос скорее геополитики, чем экономики, отмечает эксперт: «Россия наращивает влияние через увеличение присутствия своих компаний в Венесуэле. Но это связано с колоссальными рисками».

Врачи диагностировали у президента Венесуэлы Уго Чавеса рак, и, если он оставит руководство страной, нет никаких гарантий, что к власти в стране не придет оппозиция, которая может пересмотреть существующие соглашения. «Примеры есть: сам Чавес в период национализации попросту выставил из страны американские компании, причем никаких компенсаций они не получили», — напоминает Крюков.

Глава Фонда национальной экономической безопасности Константин Симонов указывает на другие риски: российские власти считают, что любые зарубежные проекты усиливают геополитическое влияние России, но это не так. «Когда российские компании шли в Европу, пытаясь приобрести перерабатывающие или сбытовые активы, это было понятно. Но теперь российские нефтяники и газовики по всему миру приобретают доли в добывающих активах — это при собственных гигантских запасах! — недоумевает эксперт. — Вместо того чтобы инвестировать в собственные сложные месторождения — например, в Восточной Сибири, на Ямале или на шельфе, Россия выводит деньги из собственной экономики и вкладывает в экономику стран — конкурентов на мировых рынках энергоносителей. С точки зрения стратегии это неправильный выбор».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 29.11.2011




Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики