Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сократим потребление: ЕС рассчитал, как полностью отказаться от российского газа

Сократим потребление: ЕС рассчитал, как полностью отказаться от российского газа

Еврокомиссия опубликовала дорожную карту по полному отказу от российских энергоносителей: газа, нефти и урана. Полный отказ от газа сдвинули на конец 2027 года. При этом надежда на новые масштабные проекты СПГ в США и Катаре — лишь одна из надежд ЕС отказаться от российского топлива. В Брюсселе рассчитывают, что из-за энергоперехода ЕС ускоренно снизит потребление самого газа.

«ЕС сократил свою долю в импорте российского газа с 45% до 19% благодаря плану REPowerEU, запущенному в мае 2022 года для снижения зависимости ЕС от российских энергоносителей. Однако в 2024 году в ЕС наблюдается восстановление импорта российского газа. Поэтому Европейская комиссия представила дорожную карту, которая позволит ЕС полностью покончить с зависимостью от российских энергоносителей, обеспечив при этом стабильные поставки и цены на энергоносители на всей территории ЕС», — говорится в заявлении Еврокомиссии (ЕК).

Там ожидают, что из-за остановки украинского транзита поставки российского газа в страны ЕС снизятся с 51,6 млрд кубометров в 2024 году до 36,5 млрд кубометров в этом.

Отказ от российского газа в ЕК разбили на два этапа. В Брюсселе рассчитывают, что не позднее конца 2025 года смогут запретить новые и спотовые контракты на российский газ. На них приходится треть всех поставок — в основном СПГ.

Не позднее конца 2027 года Еврокомиссия предлагает полностью отказаться от импорта газа из России — от долгосрочных контрактов.

«Комиссия намерена предложить в следующем месяце меры по запрету оставшегося импорта российского газа, как трубопроводного, так и СПГ, т. е. объемов, импортируемых по существующим долгосрочным контрактам», — говорится в документе.

В Брюсселе признали, что поэтапный отказ от импорта по долгосрочным контрактам требует более длительного переходного периода из-за больших объемов.

«Такой запрет должен вступить в силу не позднее конца 2027 года. Комиссия привлечет заинтересованные государства-члены и обеспечит, чтобы предложение основывалось на адекватной оценке правовых и экономических последствий», — добавили в ЕК.

Проблема долгосрочных контрактов состоит в том, что покупатели обременены жесткими условиями «бери или плати», и разрыв соглашений, большая часть которых заканчивается только в следующем десятилетии, повлечет за собой миллиардные штрафы и судебные разбирательства. Поэтому ЕС рассматривает изменения в законодательствах как на уровне ЕС, так и стран Евросоюза. Сами государства-потребители российского газа — от Испании и Франции до Венгрии и Словакии — пока даже не рассматривали такие варианты.

При этом в Брюсселе видят главной возможностью нивелировать остановку импорта российского газа сокращением потребления самого топлива.

«Реализация энергетических программ ЕС ускорит внедрение возобновляемых источников энергии и энергоэффективности в ЕС. По оценкам, ЕС может сэкономить более 15 млрд кубометров газа в год, что сократит общий спрос ЕС на газ на 40−50 млрд кубометров к 2027 году», — полагают в Еврокомиссии. Эти объемы эквивалентны 14%-17% потребления в ЕС в последние два года.

Суть идеи ЕС состоит в том, чтобы электрифицировать за счет зеленой энергетики все, что можно, а остальное производство постепенно переводить на зеленый водород.

Также в Брюсселе продолжают рассчитывать на новые проекты СПГ в США и Катаре.

«Хотя мировые рынки СПГ останутся напряженными в 2025 году, на конец 2026 года прогнозируются новые мощности СПГ в размере 85−90 млрд кубометров, в частности, из США, Канады, Катара и стран Африки. Ожидается, что это перекроет прогнозируемый рост мирового спроса. К 2030 году мировые экспортные мощности СПГ должны вырасти примерно на 250 млрд кубометров, что почти на 50% больше по сравнению с существующими поставками СПГ», — приводит Еврокомиссия оценки Международного энергетического агентства (МЭА).

В Брюсселе признают, что проекты СПГ вводятся в задержкой, но, как полагают, это окажет ограниченное влияние на европейские цены и безопасность поставок при отказе от российского газа.

Также в Еврокомиссии рассчитывают на начало добычи на румынском черноморском участке «Глубоководный Нептун», который, как ожидается, будет давать 8 млрд кубометров в год в течение 10 лет. А также полагаются на Трансадриатический газопровод, чью мощность могут увеличить к следующему году на 1,2 млрд кубометров. Эта магистраль является частью «Южного газового коридора» из Азербайджана и проходит из Турции через Грецию в Италию.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что Еврокомиссия составила рабочий план по дальнейшему убийству своей промышленности, высоким ценам, привлекательным для поставщиков СПГ, а также рискам дальнейших блэкаутов.

«А так — обычная комиссарская болтовня на заданную тему», — полагает замдиректора ФНЭБ.

С пика энергокризиса в 2022 году цены на газ в Европе снизились в разы, однако и при текущих поставках российского газа они более чем вдвое превышают докризисные. 7 мая поставки газа с самого ликвидного хаба Европы TTF составляли около $ 420 за тысячу кубометров, в то время как на американской бирже Henry Hub топливо торгуется по $ 128.

Ранее экс-глава европейского Центрального банка Марио Драги подготовил доклад о конкурентоспособности ЕС, в котором сообщил, что пока цены на газ и электроэнергию в ЕС выше, чем в Китае и США в разы, о конкурентоспособности не может быть и речи.

«Нам нужен российский газ, нам нужна дешевая энергия — независимо от того, откуда она поступает. Нам нужен „Северный поток — 2“, потому что мы должны контролировать затраты на энергию», — говорил в апреле Reuters управляющий директор нефтехимического производителя Leuna-Harze Клас Паур.

Источник: EADaily, 07.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики