Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила» с ускорением: найдут ли Россия и Китай компромисс по стоимости новых поставок газа

«Сила» с ускорением: найдут ли Россия и Китай компромисс по стоимости новых поставок газа

Президент России Владимир Путин и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин на встрече в Москве договорились ускорить реализацию проекта газопровода «Сила Сибири – 2». Сторонам предстоит определиться с коммерческими условиями, в частности с ценой на природный газ. Проект буксовал некоторое время. Но сейчас, на фоне разгорающейся торговой войны между Пекином и Вашингтоном, российские поставки могут стать определяющими для подавления «ресурсного голода» Китая. «ФедералПресс» расскажет подробнее.

Прогресс: от Сибири до Синьцзяня

Новый газопровод мощностью до 50 млрд кубометров газа в год должен соединить газовые месторождения в Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. На стадии обсуждения предлагалось проложить ветку «Союз Восток» через территорию Монголии. Окончательные условия строительства «Силы Сибири – 2» стороны согласовали в декабре 2023 года. Однако дальше переговоры застопорились. Ключевой вопрос, связанный с ценообразованием, до сих пор не был решен.

Анонсированный визит в Россию председателя КНР Си Цзиньпина, прилетевшего в Москву для участия в торжествах, посвященных Дню Победы, можно было бы связать с готовностью Пекина подписать документы о строительстве нового газопровода. Несмотря на то, что соглашения не были подписаны, заявление о готовности сторон ускорить процесс реализации проекта стало свидетельством прогресса и фактом укрепления присутствия РФ на азиатском газовом рынке.

«Мы обсуждали, что это действительно важный проект. Уже сделана определенная часть работы, связанная с проектированием, технико-экономическим основанием. Сейчас окончательно ведутся переговоры между компаниями, касающиеся экономических условий. Лидеры дали указания ускорить эту работу», – отметил вице-премьера РФ Александр Новак.

Цена имеет значение

Как считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, определение формулы ценообразования является ключевым вопросом в переговорном процессе.

«По «Силе Сибири – 1» формула ценообразования предполагает привязку стоимости газа к стоимости нефти и нефтепродуктов на азиатском рынке с лагом в девять месяцев. То есть цена на газ зависит от цены на нефть. Это традиционный метод определения цены. Сейчас довольно сильно распространены контракты еще и с привязкой стоимости газа по долгосрочному контракту к стоимости газа на краткосрочный контракт, к спотовому рынку, – пояснил он в комментарии «ФедералПресс». – И стороны сейчас – Россия с Китаем – уже много лет обсуждают, какая же должна быть формула ценообразования, какая должна быть стартовая цена, и не могут прийти к согласию. Соответственно, потому что Китай хочет низкую, мы хотим высокую, и пока до компромисса какого-то не дошло».

По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, стоимость продаваемого Китаю российского газа при поставках по «Силе Сибири – 2» может быть привязана к внутренним ценам в самой России.

«Мы полагаем, что цена, по которой Пекин будет приобретать голубое топливо, поставляемое по новому газопроводу, окажется в большей степени привязана к внутренним российским ценам на газ, чем к стоимости СПГ на международных биржах», – прокомментировала она.

Как бы то ни было, считает Игорь Юшков, сейчас стороны явно сближаются по ценовой позиции. Во многом этому способствует американско-китайское торговое противостояние.

«Китай понимает, что, если он в данный момент подпишет соглашение по «Силе-Сибири – 2», строительство займет около 5 лет и газопровод будет выходить на проектные мощности постепенно. За эти 5 лет Китай будет развиваться, а значит, его конфронтация с Соединенными Штатами будет нарастать, потому что, чем более развитым и могущественным становится Китай, тем больше это беспокоит Соединенные Штаты, и те стараются остановить его развитие. Мы видим, что зачастую конфликты доходят до довольно жестких форм. Сейчас разразилась торговая война. На Китай США будут давить, и в конечном итоге может дойти до введения против Китая санкций, запрещающих продавать ему нефть и газ, или каких-то других ограничений, которые будут направлены на то, чтобы устроить Китаю ресурсный голод. И поэтому фактор надежности снабжения газом, нефтью становится для Китая все более и более важным, что подталкивает его к подписанию с Россией контрактов на строительство «Силы Сибири – 2», – заметил эксперт.

В этой связи, считает Игорь Юшков, новый газовый контракт между Москвой и Пекином рано или поздно будет подписан. При этом, отметил он, Россия показала, что не готова продавать газ за бесценок: даже в сложных ситуациях, когда значительно сократился объем экспорта в Европу, наша страна не будет торговать в убыток.

«Мы отстаиваем свои интересы, торгуемся по ценам и просто так, ради объемов, отдавать газ не готовы. Поэтому, когда было максимальное давление на Россию, в 2022−2023 годах, мы не подписали контракт с Китаем, настаивая на своей формуле ценообразования. Я не думаю, что сейчас Россия вдруг пойдет на какие-то невыгодные для себя компромиссы», – уверен он.

Тем не менее, по мнению Игоря Юшкова, Россия готова поставлять большие объемы своего природного газа по рыночным ценам и обеспечить надежность энергоснабжения Китая.

По словам Натальи Мильчаковой, если стороны сумеют договориться по стоимости газа, это позволит Москве поставлять большие объемы в Китай сразу по двум газопроводам, включая уже действующую артерию «Сила Сибири». В итоге наша страна сможет прочно удерживать позиции лидера внутреннего китайского рынка газа, говорит она.

Монгольский мотив

«На наш взгляд, проект «Сила Сибири – 2» ранее буксовал из-за того, что транзитной страной, через которую пройдет газопровод в Китай, будет Монголия. И до сих пор не было ясно, по каким ценам Улан-Батор будет приобретать российский газ, а также какой будет плата за транзит. В СМИ из-за этого даже появлялись предположения, что Москва намерена изменить маршрут газопровода. Сегодня, согласно заявлению вице-премьера правительства РФ Александра Новака, стало ясно, что подобные варианты не обсуждаются», – сказала аналитик Freedom Finance Global.

Что касается стоимости монгольского транзита, то, по мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, скорей всего, она устроит Улан-Батор.

«Я думаю, что здесь фактически стоимость транзита будет заключаться в том, что сам «Газпром» будет продавать газ в Монголии, газифицировать Улан-Батор, продавая по ценам ниже, чем на азиатских рынках», – сказал он, напомнив, что, к примеру, в некоторых странах ближнего зарубежья Россия продает газ по ценам, которые ниже, чем в Европе или в Азии.

Игорь Юшков напомнил, что, например, для Беларуси стоимость поставок природного газа из России является самой низкой, фиксированной и составляет 129 долларов за 1 тыс. кубометров. Аналогично зафиксированы цены на газ для Армении, Узбекистана, Кыргызстана. «Я думаю, что Монголия вполне может рассчитывать примерно на такие показатели», – предположил эксперт.

Он отметил, что у Монголии нет ни денег, ни технологий для строительства газопровода. «Поэтому взнос «Газпрома» и оплата его транзита будет заключаться в том, что он просто частично газифицирует саму Монголию – фактически речь идет только про Улан-Батор, потому что там больше нет крупных населенных пунктов. Вот в этом и будет плата. Это нормальная практика», – пояснил Игорь Юшков.

Пока стороны не озвучивали возможные сроки подписания коммерческого соглашения о строительстве «Силы Сибири – 2». Вероятнее всего, соответствующие документы могут быть подписаны в сентябре 2025 года, во время официального визита Владимира Путина в Китай, на торжества, посвященные 80-летию победы над Японией. Такой визит, напомним, российский президент подтвердил 11 мая на пресс-конференции по итогам переговоров с зарубежными лидерами.

Автор: Елена Бутырина

Источник: ФедералПресс, 12.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики