|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лето, переговоры, санкции. Почему цены на топливо растут и хватит ли его на всех? Лето, переговоры, санкции. Почему цены на топливо растут и хватит ли его на всех?С начала года цены на бензин и дизель поднялись на полтора рубля. Впереди сезон отпусков, посевная и урожай, когда потребление топлива в стране растет. Кроме запрета на экспорт и окрика ФАС, у властей нет других инструментов повлиять на АЗС, а сколько в стране запасов — государственная тайна. Бензин и дизель дорожают. Хватит на всех?Апрель и майские праздники принесли подорожание бензина и дизеля, что неудивительно — в сезон отпусков топливо дорожает всегда. В Московском регионе АИ-92 уверенно перешагнул с начала года отметку в 57 рублей. Средняя цена за литр на 5 мая составила 57,4 рубля. Сколько «наездили» на вторые праздники, пока неизвестно, однако чем хуже погода, тем больше людей остаются дома. АИ-95 стремительно приближается к 65 рублям за литр. С начала года он прибавил 1,37 рубля, однако зима и весна для самого «отпускного» из всех видов топлива — низкий сезон. Удорожание приходит с началом летних каникул. Дизель уже давно продается выше 70 рублей за литр. Этот диапазон солярка и сохранила сейчас. С падением мировых котировок на черное золото российским нефтяникам не оставалось ничего другого, как повысить объемы на экспорт. Логика здесь простая. Больше поставили — больше денег получили. А что останется себе? — Дизеля в России производится очень много, поэтому с ним я никаких проблем не ожидаю, несмотря на использование во время посевной и для военной техники, его просто очень много. Второй вопрос относительно того, что будет с нефтепродуктами. Как всегда, приходится делать оговорку, что с российской статистикой ситуация сложная, она закрыта, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович. Военная тайна российской экономикиЭксперты оценивают нефтегазовый экспорт по зарубежной статистике и данным таможни. Внутренняя информация — одна большая гостайна. — Внутри России данных очень мало относительно того, сколько произведено дизеля, сколько произведено бензинов различных видов. Буквально единственный официальный источник — данные по ценам, которые публикует Росстат. Если говорить об объемах, иногда некоторые российские ответственные чиновники вроде вице-премьера Новака публикуют сами статьи, в которых они указывают эти самые данные. Но они делают это редко, — говорит Станислав Митрахович. Но даже те цифры, которые попадают в паблик, не «бьются». Заслуженный нефтяник РФ, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, у которого стаж в нефтяной отрасли насчитывает почти 70 лет, считает, что даже правительство не обладает достаточной информацией: — Все нужно считать: сколько нам нужно нефти, сколько нужно бензина, сколько нужно авиационного керосина. Баланса-то никакого нет. Я задаю вопрос тем людям, которые занимаются энергетикой: в прошлом году мы добыли 516 млн тонн нефти, 240 млн тонн отправили на экспорт, 260,6 млн тонн переработали на собственных заводах. Сложили и получили 506 млн тонн. А где еще десять миллионов? Куда дели? Никто мне сказать не может. И так каждый год. Геннадий Шмаль вспоминает совещание в ТПП, на котором участники пытались понять, сколько нефти нужно добывать РФ. Из этого ничего не вышло: никто в стране за это не отвечает, говорит нефтяник. Поэтому нет единого научно-технического подхода и инвестиционной политики, а то, что делает условный «Лукойл», совершенно не воспринимает условная «Роснефть». Будет ли запрет на экспорт бензина?После катастрофического урезания демпфера в 2023 году на 50% никто в правительстве не решится тронуть священную корову нефтяных компаний. Демпфер ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) отстояли высокой ценой для отечественной экономики, и повторить рост цен на бензин и солярку в два раза никто не захочет. Остаются увещевания ФАС, угрозы в адрес независимых АЗС и запрет на экспорт бензина. Однако эти меры носят гомеопатический характер. Поскольку большого спроса на российский бензин в мире нет и на экспорт идет только 10% от общего объема, запрет — это как погрозить пальчиком в сторону трейдеров и успокоить общественность. Станислав Митрахович говорит: — Хотя сейчас XXI век на дворе, все поменялось, но «подснежники», люди, которые хранят свои машины зимой и пользуются ими только летом, отчасти до сих пор есть. В зависимости от погоды у нас действительно меняется спрос. И, естественно, возникает вопрос, может ли произойти новый запрет на экспорт бензина? Я считаю, что он вполне возможен. Потому что к нему уже привыкли, он не воспринимается как что-то экстраординарное. К запрету привыкли участники рынка, привыкли регуляторы. Будет или не будет запрет, будет зависеть банально от производства. Есть еще один фактор, введут ли запрет на бензин или нет. Это доступ к железной дороге. До вступления в должность министра энергетики Цивилева, выходца из Кузбасса и мужа владелицы одной из самых больших угольных компаний страны, которая сейчас сама перешла на госслужбу, вопросов не возникало — зеленый свет на железных дорогах всегда горел для цистерн с топливом. Сейчас ситуация иная, и министерство спасает угольщиков. Если вице-премьер Новак проиграет аппаратную войну министру Цивилеву, запрет на бензин становится более вероятным. Цена на нефть в 2025 году падаетПрошлый год и для нефтяных компаний, и для российского бюджета закончился неплохо. Средняя цена барреля Urals составляла тогда 69 долларов. О такой конъюнктуре в этом году осталось только мечтать. За полтора квартала российская нефть потеряла 16 долларов с бочки. Чтобы возместить 25% дохода, нужно значительно нарастить объемы. Цена меньше санкционного потолка делает задачу более простой. Теперь в игру вступают и греческие танкеры, и английские страховые компании. С другой стороны, покупателей больше не стало, а те, что есть, трудные. Как только индийские НПЗ начнут получать больше нефти, они немедленно станут просить больше скидок. Что будет дальше, не знает никто. — Цена то падает, то растет. Они падают из-за торговых войн Трампа, из-за того, что спекулянты опасаются сокращения объемов мировой торговли, что приведет к сокращению экономического роста и, как результат, спроса на энергию. Соответственно, снизятся цены на нефть. Но в новостях о торговых войнах появляются новости о том, что возможны какие-то компромиссы, сегодня с Китаем договорились, а завтра снова поссорились, — описывает новый стиль управления миром Митрахович. Второй важный фактор для РФ — переговоры с Украиной. Украинские переговоры: или пан, или что?Пока ОПЕК+ наращивает объемы производства, а Дональд Трамп заключает новые альянсы на Ближнем Востоке и не трогает Китай, единственным фактором для падения или роста нефти остаются мирные переговоры между Россией и Украиной. Геннадий Шмаль говорит: — Сколько по времени все это займет, все эти переговоры? Я думаю, что это не один месяц. Сложно сказать. За это время цена может и подняться, и опуститься. И так далее. Тут слишком много всяких обстоятельств, чтобы четко сформулировать, что будет. Варианты могут быть самыми разными. И все же вариантов не так много: переговоры завершатся подписанием мирного соглашения или провалятся. — Что касается переговоров по поводу Украины, можно предположить, что чем оптимальнее они продвигаются, тем больше оснований предполагать, что какие-то санкционные механизмы могут быть убраны. Даже если этого не произойдет, спекулянты на эту тему рассуждают, и это может быть поводом для снижения мировых цен. Российская нефть при этом может вырасти в цене, а другие марки — снизиться, — полагает Станислав Митрахович. Пока больших надежд нефтянка не питает: после обнародования списка российской делегации котировки Мосбиржи «покраснели». Бизнес в их успех не верит. Второй вариант, когда боевые действия не остановятся, менее просчитываемый. Скорее всего, цены на углеводороды вырастут, считает эксперт. Маловероятно, но что произойдет, если Дональд Трамп рискнет ввести санкции против РФ по примеру иранских? — Некая страна Х, например Индия, покупающая нефть у России, должна будет платить дополнительную пошлину, фактически запретительную, при торговле с Америкой. Я сомневаюсь, что Китай пойдет на уступки американцам. По поводу Индии есть сомнения, но в общем и целом я не очень верю, что они прекратят покупать российскую нефть, — говорит эксперт. Но Россия — не Иран и не Венесуэла. Это один из трех главных игроков нефтяного рынка. Поэтому трейдеры заложат в цену вероятность дефицита нефти на мировом рынке. Игра пойдет на повышение. Администрация Байдена тщательно анализировала воздействие своих санкций на каждый доллар в цене на черное золото, поэтому и самые жесткие меры против РФ оставила под конец своего правления. Такой расчетливости у новой власти в Вашингтоне, судя по хаосу с тарифами, нет. Поэтому, как говорит один наблюдатель из разряда недоброжелателей современной власти в РФ, быть может все. Отечественным автолюбителям в этой ситуации лучше приготовиться к тому, что топливо станет дорожать. На июнь эксперты, проанализировав многолетние тренды, просчитали, что рост составит в среднем от 20 до 70 копеек за литр. Точнее сказать сложно. Еще более пессимистические ожидания, если Украина возобновит атаки дронов на НПЗ. Поэтому нелишним будет посмотреть, сколько стоят билеты на самолет и поезд к месту отдыха, чтобы не удивляться потом, почему бюджета на бензин не хватает. Авторы: Елена Петрова, Татьяна Свиридова Источник: Новые Известия, 15.05.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|