Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ под фанфары (аудио)

Газ под фанфары (аудио)

Белоруссия получила деньги за «Белтрансгаз»

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Деньги вперед!

Белоруссия получила от «Газпрома» 2,5 миллиарда долларов за оставшуюся половину акций «Белтрансгаза». Решение об этой сделке было принято всего неделю назад на полях Госсовета Союзного государства с участием президентов Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко.

До этого, правда, почти год велись переговоры, споры, торг. Одним словом, политика. Теперь одним движением платежного документа «Газпром» показал, как это бывает быстро, когда она не мешает.

Ведь это не просто денежный перевод. Это перевод отношений из турбулентного состояния в относительную уравновешенность. Это и есть чистая экономика. Чтобы понять это, уже не надо слов. Есть конкретная цифра. Сумма, перечисленная «Газпромом», сразу на треть увеличила золотовалютные резервы Белоруссии. Теперь они выросли до 7,4 миллиардов долларов.

А ведь плюсом к этому еще и пойдет двукратное снижение цены на газ в следующем году. Это еще 3 миллиарда прямой выгоды. А потом еще и уравнивание цены со среднероссийским уровнем. А это — равные возможности и равная жизнь. Что все это значит для страны, которая уже стала синонимом экономической неблагонадежности, пояснять не надо.

Пока все выглядит так, что отныне и Минск может сказать, что у него труба в Белоруссии, и Москва может сказать, что у нее труба в Белоруссии. Но ведь есть нюанс. Теперь это труба у того, у кого надо. Это стабильный, безопасный, не подверженный политическим форс-мажорам, транзит в Европу. Это — другое дело. И это дело — не только труба. Может быть, еще и не фанфары в честь необратимого торжества прагматизма и кооперации. Но уже увертюра к взаимопониманию.

Собственно, и вариантов иных не остается. И со стороны Москвы это не послабление, не преференции, не подкуп. Это коэффициент интеграции. Пришлось применить даже такую формулировку, чтобы заменить ею понятие «благоразумие». Это естественный процесс, о котором в России говорили давно. В газовом смысле здесь всегда готовы были относиться к белорусам как к своим людям.

Это Минск переживал, что своей в Москве хотят видеть Белоруссию как государство. Потому и противились предметной интеграции, что воспринимали ее как угрозу суверенитету. Прежде всего — властному. Однако после того как руководители таможенной тройки договорились о формировании к 2015 году Евразийского союза и подписали соглашение о создании Евразийской экономической комиссии — наднационального органа с расширенными полномочиями, даже Лукашенко признал, что суверенитету республику это не угрожает.

Его оппоненты, конечно, думают иначе. О трубе говорят как о потерянном достоянии. Сейчас, может быть, это так и выглядит. Но цены в местных магазинах, которые, по всем экономическим законам, должны пойти вниз сразу после изменения газового тарифа, скажут о достоинствах интеграции гораздо конкретнее. И это будут аргументы в ассортименте.

Добавим, что кроме газовых доходов, Россия предоставит Белоруссии кредит для строительства АЭС в объеме до 10 миллиардов долларов. К тому же, антикризисный фонд ЕврАзЭС принял решение направить в Минск второй транш трехмиллиардного кредита. Это — 440 миллионов долларов. Первые 800 миллионов, напомним, Белоруссия уже успела потратить.

Иными словами, отношения налаживаются, жизнь в республике, надеются эксперты, тоже. Смущает их, правда, укрепление позиций Лукашенко вследствие такого активного участия Москвы. Но это уже внутренняя политика. Тот самый суверенитет, на который чистая экономика не распространяется. Главное — чтобы он ее опять не запачкал.

Тему продолжит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: Итак, Белоруссия уже получила деньги от «Газпрома» за акции «Белтрансгаза». Дело пошло. Кто выиграл, кто проиграл? Или это общий, взаимный компромисс?

Симонов: Мы легко можем увидеть в этой сделке выгоду и для России, и для Белоруссии. Давайте начнем с Белоруссии — ее выгоду увидеть проще. Белоруссия получила масштабную скидку на газ — фактически 150 долларов, практически в два раза. Напомню, что сейчас газ стоит 307 долларов, а будет стоить 156 долларов, то есть это практически двукратная экономия. Это даст Белоруссии порядка 2,5 миллиарда долларов в следующем году.

Более того, с 2013 года Белоруссия будет фактически получать газ по внутрироссийским ценам. И это тоже достаточно серьезный плюс и бонус для Белоруссии. Что касается России, то на самом деле выигрыш тоже ясен. Первый пункт — это то, что мы получили полный контроль над «Белтрансгазом». Это означает, что теперь транзитное окно через Белоруссию находится под контролем «Газпрома».

Достаточно символично, что «Газпром» уже решил переименовать «Белтрансгаз» в «Газпром трансгаз Белоруссия», что подчеркивает дочерний характер этой фирмы. Теперь это 30-миллиардное экспортное «окно» через Белоруссию — полностью газпромовское. Это и старая труба «Белтрансгаза», и новая труба «Ямал-Европа», которая идет через Польшу в Европу.

Как оценить в деньгах стабильность транзита? Сделать это очень сложно. Я думаю, что для России эта сделка, несмотря на то, что заплачено в целом за «Белтрансгаз» 5 миллиардов долларов, достаточно выигрышна.

Следующий очень важный момент заключается в том, что «Белтрансгаз» — это «первая ласточка». За этой сделкой последуют и другие. Я думаю, что следующими будут калийные активы Белоруссии, потом — нефтеперерабатывающие заводы.

Я думаю, что в целом роль российского бизнеса как собственника в Белоруссии существенно вырастет. Когда мы рассуждаем на тему, почему в 2014 году, а затем в 2015 году Белоруссия будет получать газ фактически по внутрироссийской формуле, то это будет, я думаю, потому, что, уже в это время газ будут получать российские предприятия, которые находятся на территории Белоруссии.

Источник: Голос России, 02.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики