Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть за 300 долларов?

Нефть за 300 долларов?

В ближайшие недели Евросоюз может принять решение о введении эмбарго на поставки в Европу иранской нефти. Таким способом европейцы пытаются снизить возможности Ирана в области разработки ядерного оружия. Правда, гораздо сильнее эта мера ударит по самой Европе, поскольку может привести к неконтролируемому росту цен. Наиболее пессимистичный сценарий — $250-$300 за баррель.

Во время разгара долгового кризиса этот шаг Европы можно, по меньшей мере, назвать рискованным. Конечно, заменить иранскую нефть на международном рынке будет не трудно — это не рынок газа, где потеря одного из четырех крупнейших игроков разрушит рынок. Резервы нефти на мировом рынке есть. ЕС получал из Ирана примерно 450 тыс. баррелей в сутки, а резервные мощности одной только Саудовской Аравии оцениваются в 2–2,5 млн баррелей.

Однако обострение ситуации вокруг Ирана в нынешней нервозной обстановке на рынке способно временно взвинтить цены до 125–130 долларов за баррель, сообщил «Росбалту» старший аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. Насколько длительным будет этот скачок предсказать трудно, все будет зависеть от того, как далеко в конфликте с Ираном зайдет мировое сообщество и перейдет ли «холодный» конфликт в горячую фазу.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль полагает, что Европа ничего не выиграет от введения эмбарго на иранскую нефть. «Иран может развернуть свои нефтяные потоки в сторону Китая и с протянутой рукой стоять не будет. Пекин является стратегическим партнером Тегерана, поддерживает технологически и в военном отношении», — сообщил эксперт в беседе с корреспондентом «Росбалта».

У Ирана больше времени на маневр, чем у Европы, испытывающей серьезные экономические проблемы. Тегеран развивает реальную экономику. Там есть потенциал внутреннего рынка, и есть куда девать излишки рабочих рук. И это при том, что в стране уже работают полтора миллиона афганских беженцев и довольно много представителей Центральной Азии.

К тому же, отметил эксперт, «недавние события с посольством Великобритании в Тегеране показали, что исполнительная власть Ирана в лице Ахмадинежада готова идти на очень жесткие меры, выявляя компромат на высшее клерикальное руководство собственной страны и представителей „пятой колонны“. Великобритания по разным закрытым каналам связана с иранской клерикальной верхушкой. Изъятие этих документов передало в руки Ахмадинеджада документальные свидетельства о таких закрытых контактах. Если 5-я колонна нейтрализована, то нападение на Иран становится проблематичным — страна останется единой в условиях внешней агрессии. Запад не готов к полномасштабной агрессии и серьезной войне», — полагает эксперт.

Самый большой вопрос для рынка заключается в том, как Иран будет реагировать на нефтяное эмбарго. «Наиболее простой способ, — полагает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, — нанести ракетный удар по саудовским танкерам, которые идут через Ормузский пролив». В этом случае, стоимость нефти может вырасти до $250-$300 за баррель.

Отношения между Ираном и Саудовской Аравией крайне напряжены. Если саудовцы заменят иранскую нефть, это нанесет серьезнейший финансовый удар по Ирану, полагает Симонов. Фактически, начнется борьба за экономическое уничтожение Ирана и Саудовская Аравия будет в этом помогать. «Если будет введено эмбарго, это означает, что Иран останется без денег, и у него нет другого пути, кроме как найти гораздо более агрессивное внешнеполитическое решение, и самое простое из них — это война с Саудовской Аравией, которая в одиночку не сможет противостоять Тегерану», — сообщил эксперт в беседе с корреспондентом «Росбалта».

Гейдар Джемаль, напротив, считает прямой вооруженный конфликт между Ираном и Саудовской Аравией маловероятным. «Иран не будет создавать предлоги для прямого вмешательства Запада», — полагает эксперт. Кроме того, по его мнению, задача смены режима в Саудовской Аравии может быть решена путем поддержки оппозиционных движений. «Напрямую Иран тут может даже не подставиться — это профессионалы дипломатической работы», — отметил Джемаль.

Излишне высокий уровень цен разрушителен не только для экономики Европы, но и для самого рынка нефти (и, как следствие, ориентированных на экспорт сырья стран). По мнению Симонова, достижение уровня в 300 долларов будет означать стратегический проигрыш самой нефти как источника энергии. «Почему сегодня, вопреки всем басням, никто не переходит на электромобили, а солнечные электростанции занимают смешные доли? Потому что цена на электроэнергию из „зеленых“ источников существенно выше, чем ее производство из мазута и газа. При $300 за баррель возникнет вопрос: а зачем нам нефть как топливо, если будут такие запредельные риски и цены?», — заявил Симонов.

По мнению эксперта, для России более предпочтительно, если стоимость барреля черного золота будет оставаться в коридоре $100-$150. Ниже $100 уже не позволяют социальные расходы, а выше $150 против нефти начинает открыто играть «зеленая» энергетика. Она начнет выигрывать, по меньшей мере, в сегменте генерации электричества, полагает эксперт.

У Европы будет чем заняться в ближайшее время, помимо санкций в отношении Тегерана. В течение ближайшего года Средиземное море может стать зоной конфликтов, разделяющих Европу и Северную Африку. По словам Гейдара Джемаля, в результате произошедших цветных революций, на пространстве от Египта до Мавритании к власти могут прийти консолидированные исламские партии. Все это будет происходить на фоне экономического кризиса в Европе, краха зоны евро, резкого снижения уровня жизни среднего класса в Старом Свете и, с другой стороны, катастрофической ситуации с диаспорами, которые будут вытесняться из Европы и возвращаться в страны Магриба, где ухудшаются экономические условия вследствие цветных революций.

Автор: Владислав Кузьмичев

Источник: ИА Росбалт, 06.12.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики