Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария взяла трубоотвод

Болгария взяла трубоотвод

Болгария выходит из проекта нефтепровода Бургас — Александруполис и вернет 6,2 млн евро накопленной задолженности. Готовой альтернативы маршруту, по которому российская нефть должна идти в страны Средиземноморья в обход турецких проливов, нет. Так что России придется начинать новый проект с нуля. Но эксперты полагают, что решение Болгарии может быть не окончательным: ранее она уже угрожала выйти из проекта.

Болгария прекращает участие в проекте трансбалканского нефтепровода Бургас — Александруполис. Об этом в среду заявил глава болгарского Минфина Симеон Дянков. София предложит расторгнуть трехсторонний договор по проекту, который Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 году, подтвердил министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков.

Если Афины и Москва откажутся добровольно аннулировать соглашение, Болгария через 12 месяцев одна покинет проект, сообщил Дянков. Он не может быть осуществлен на условиях, одобренных сторонами в 2007 году, добавил он.

Анализ, проведенный банком Societe Generale, показал, что проект экономически нецелесообразен, пояснил представитель болгарского правительства, которого цитирует Reuters. София еще раз заявила, что строительство трубы создает экологические риски и вызывает недовольство жителей, поскольку угрожает рыболовству и туризму.

«Мы не получали официального уведомления о выходе Болгарии из проекта, — сообщил «Газете.Ru» представитель «Транснефти» Игорь Демин. — В Амстердаме 14 декабря состоится встреча наблюдательного совета Trans-Balkan Pipeline, все стороны подтвердили свое участие. Возможно, Болгария официально объявит о своем выходе в ходе этой встречи».

Основная задача трансбалканского нефтепровода — разгрузка проливов Босфор и Дарданеллы, проходимость которых затруднена из-за большого количества нефтяных танкеров.

Планируется, что в трубу будет закачиваться российская и казахстанская нефть, доставляемая в Бургас из Новороссийска морем. Далее она должна транспортироваться в Грецию, где часть ее планируется отправлять на греческие НПЗ, а часть вновь загружать в танкеры и направлять в порты Средиземного моря.

Если София покинет проект не только как акционер, но выступит и против прокладки нефтепровода по своей территории, ей «придется привести веские доводы, так как ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду) она одобрила», добавляет представитель «Транснефти».

ОВОС по проекту Бургас — Александруполис Болгария трижды оправляла на доработку, свое одобрение болгарское министерство экологии дало лишь в начале ноября 2011 года. Но это не окончательное решение: ОВОС еще должны одобрить муниципалитеты.

Болгария тормозит проект Бургас — Александруполис уже на протяжении нескольких лет. Помимо проблем с ОВОС болгарские власти заявляли, что у страны нет денег на проект.

Болгария не финансировала свою часть проекта. На начало декабря задолженность составляла 6,2 млн евро. «Транснефть» в связи с этим обещала заморозить проект до того момента, пока болгары не расплатятся. В среду болгарские СМИ сообщают, что Болгария погасит эту задолженность.

Будет ли Болгария выплачивать еще какую-либо компенсацию в случае своего выхода из проекта, пока неясно. «Болгары могут выйти только по согласованию с другими акционерами, — поясняет представитель «Транснефти». — Вопрос об условиях выхода будет решаться в ходе обсуждений».

Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков ранее говорил, что проблема Босфора и Дарданелл может быть решена за счет других нефтепроводов, предполагающих транспортировку нефти в обход проливов. По словам Баркова, таких проектов насчитывается полтора десятка, причем семь из них являются наиболее реальными.

«Транснефть» может принять участие в одном из таких проектов, например в Трансфракийском нефтепроводе, который должен соединить Черноморское побережье Турции с турецким портом Сарос на Средиземном море, отмечал Барков. Этот маршрут на 100 км короче, чем Бургас — Александруполис.

Но реальной альтернативы маршруту Бургас — Александруполис на данный момент нет, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Проблема проходимости Босфора и Дарданелл во многом искусственно создана Турцией, контролирующей эти проливы, для того чтобы иметь рычаг давления — в первую очередь на Россию, — рассказывает эксперт. — Таким образом, проблема проливов является не экономической, а политической. И решать ее путем строительства нефтепроводов, проходящих через территорию Турции (Трансфракийский нефтепровод или проект Самсун — Джейхан), нельзя».

Проложить маршрут трубы в обход как Болгарии, так и Турции вполне реально, добавляет эксперт: «Но это означает опять начинать все с нуля, так как готовой замены Бургас — Александруполису нет». Впрочем, Симонов не исключает, что решение Болгарии еще может измениться, ведь болгары уже неоднократно угрожали выйти из проекта.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 07.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики