Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станислав Митрахович: Если цены на нефть и газ дальше будут расти, это может повлиять на настроение в Европе

Станислав Митрахович: Если цены на нефть и газ дальше будут расти, это может повлиять на настроение в Европе

После начала ирано-израильского конфликта и ударов по энергетической инфраструктуре, мировые цены на нефть резко поднялись, а МИД Ирака предположил, что они могут вырасти до $200-300 за баррель.

Мнением о долгосрочных последствиях и возможной выгоде России от текущей ситуации поделился с Агентством нефтегазовой информации научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Рост цен до $200-300 за баррель – это все-таки сценарий максимальной эскалации. Если представить, что Иран пытается перекрыть Ормузский пролив, его собственная нефтегазовая инфраструктура будет разрушена. При этом страна в отчаянии, посчитав, что политический режим находится на грани краха, нанесет удары по государствам в регионе, которые может посчитать американскими союзниками. Среди них те, куда президент США Дональд Трамп недавно ездил с ближневосточным турне, то есть Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар.

В таком случае, конечно, на панике нефть может уйти к упомянутым ценовым параметрам. Но это все-таки сценарий крайний и маловероятный. Потому что Иран большую часть времени за последние десятилетия показывал стремление договориться, пойти на компромисс.

Сейчас очевидная уступка, которая может быть со стороны Ирана – это возможность обогащения урана для атомной мирной программы за пределами территории самого Ирана. Например, в арабских странах, в России или в Китае. Такой вариант будет компромиссным: возникнет меньше подозрений, что обогащение может быть использовано для военного сегмента атомной программы.

Я считаю, что такой сценарий пока более вероятен. Но на всякий случай России и всем остальным странам нужно готовиться одновременно ко всем вариантам событий.

При этом даже в случае деэскалации, цены на нефть все равно будут выше, чем за предыдущие месяцы. В апреле и мае 2025 года было снижение мировых цен на нефть из-за опасений, что тарифные войны Дональда Трампа приведут к снижению объемов мировой торговли, особенно между США и КНР, а также Европейским Союзом. Соответственно ожидания снижения спроса на энергию приводили к падению цен.

Для России это означало, что наша экспортная нефть Urals, в портах отгрузки на Балтике и в Черном море, стала стоить чуть больше $50 в мае, что, конечно, для нас некомфортно. И это с учетом дисконта к мировым бенчмаркам из-за необходимости преодолевать санкции за счет, грубо говоря, премии для посредников, покупателей и судовладельцев, страховщиков, которые готовы рисковать и работать с нами.

Долгосрочные последствия конфликта зависят от интенсивности ударов и повреждений. До сих пор, на четвертый день конфликта, Израиль воздерживался от масштабных ударов по нефтегазовой инфраструктуре Ирана. Было несколько эпизодов по заводу в районе Тегерана, Южному парсу. Хотя они могли нанести мощный удар по месторождению Южный парс, по его инфраструктуре. И тогда ситуация была бы иная для рынка углеводородов. В итоге все зависит от уровня эскалации: что сделает Израиль, чем Иран ответит.

Кстати, арабские страны, конечно же, осудили удары Израиля по Ирану, но на самом деле они находятся в сложных отношениях и рассматривают друг друга как очевидных конкурентов в регионе за влияние в исламском мире. Поэтому, на самом деле, эти страны за пределами официальной риторики даже рады, что Иран может быть ослаблен и военным образом, и как конкурент на рынке углеводородов.

Как Россия воспользуется ситуацией? Что касается энергетики, то растет цена на нефть, в том числе и на российскую. Естественно, для РФ это выгодно, у нас много экспортеров. И возможно, если цены на нефть и на газ будут расти, это повлияет на настроение в Европе, и европейские страны образумятся и скорректируют свою линию в отношении России.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 16.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики