|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС уполномочен заявить ФАС уполномочен заявитьПринятие «третьего антимонопольного пакета» едва ли поможет усилить конкуренцию в нефтегазовом секторе России. В документе есть пункт, характеризующий такое понятие, как «монопольно высокая цена»: уточняется, что таковой нельзя признать цену, сложившуюся в ходе биржевых торгов (правда, только в случае, если она не превышает уровень мировых цен). И здесь сразу возникает вопрос: если, например, иметь в виду внутренний рынок нефтепродуктов, который не первый год сотрясают топливные кризисы, что в данном случае считать отправной точкой — среднюю цену литра базового бензина в Роттердаме или же на американском рынке? Да и хватит ли у регуляторов ресурсов для мониторинга столь непрозрачной сферы, как ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов? Плюс ко всему биржевая торговля — это отдельная больная тема. Как признаются сами участники рынка, на торговых площадках присутствуют трансфертное ценообразование и «псевдоторговля», когда через биржу поставщик в лице вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) продает объем аффилированной сбытовой «дочке». Обращаясь к истории, важно заметить, что «второй антимонопольный пакет», принятый в 2009 году, ужесточил ответственность компаний за нарушение антимонопольных законов — вплоть до тюремных сроков для создателей картелей в случае рецидивов. Однако и с третьим пакетом дело может ограничиться тем, что компаниям — жертвам антимонопольных расследований — будут выписывать ритуальные штрафы за картели. Ритуальные потому, что, хотя они и носят звучное название «оборотные», юридически касаются лишь мелких «дочек» ВИНК, на обороты которых и начисляют сумму штрафа. Таким образом приходим к выводу, что монополизм в ТЭКе нужно сдерживать не за счет расширения полномочий регуляторов, а с помощью концептуальных решений — например, создавая системы независимой переработки. А уж выбор алгоритма такой реформы (подразумевающей расчленение ВИНК на добытчиков и сбытовиков, покупку или строительство новых НПЗ для независимых игроков отрасли) и ее платформы остается в полной компетенции государства. Помимо проблемы ценообразования заслуживает внимания еще один важный пункт, упомянутый в документе. Поправки к законам предусматривают право правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным. На первый взгляд, эта инициатива — в определенной мере победа нефтяных компаний, они теперь смогут просить у правительства доступ к газотранспортной системе (ГТС) «Газпрома». Это и победа Можно предположить, что правительство Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ Опубликовано: Профиль, 12.12.2011 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|