Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Этот баррель не пройдет. Сможет ли Иран перекрыть главный нефтяной пролив

Этот баррель не пройдет. Сможет ли Иран перекрыть главный нефтяной пролив

Эксперт Симонов оценил вероятность перекрытия Ормузского пролива Ираном

Дальнейшее обострение противостояния Ирана и Израиля может привести к росту цен на нефть до 200-300 долларов за баррель, заявил министр иностранных дел Ирака Фуад Хусейн в ходе телефонного разговора с главой МИД ФРГ Йоханном Вадефулем. Это произойдет, если Иран перекроет Ормузский пролив, через который проходит значительная часть поставок нефти и нефтепродуктов на мировой рынок.

Через Ормузский пролив идут поставки из крупнейших ближневосточных стран - экспортеров нефти: Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака, Кувейта, самого Ирана и прочих. Также через пролив отправляется сжиженный природный газ (СПГ) из Катара и Омана. Пролив, расположенный между Оманом и Ираном, соединяет Персидский залив с Оманским заливом и Аравийским морем. Далее путь из него может лежать на запад - в Красное море и через Суэцкий канал к Европе или на восток - в Индию, Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Иранский чиновник оценил возможные потери глобального рынка нефти приблизительно в 5 млн баррелей в сутки. Но эта цифра значительно меньше реальных объемов нефти и нефтепродуктов, проходящих через Ормузский пролив. По оценке эксперта по энергетике Кирилла Родионова, на Ормузский пролив приходится четверть глобальных морских перевозок нефти и нефтепродуктов и почти пятая часть поставок СПГ. Согласно подсчетам Управления энергетической информации (EIA) США, нефти через Ормузский пролив в 2023 году проходило 14,9 млн баррелей в сутки, а нефтепродуктов - 5,9 млн баррелей в сутки. Для сравнения: глобальный объем морских перевозок нефти и нефтепродуктов в 2023 году достиг 77,6 млн баррелей в сутки.

Если в результате закрытия пролива с мирового рынка исчезнет пусть даже только 5 млн баррелей в сутки, про которые сказал глава МИД Ирана, то это приведет к неконтролируемому росту цен на нефть, а паника лишь подстегнет подорожание. Как замечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, предсказать, сколько будет стоить баррель нефти после этого, невозможно, это вопрос спекуляций. Но то, что цифра будет трехзначной, совершенно точно, уверен эксперт. 

Другой вопрос: а может ли Иран полностью перекрыть Ормузский пролив? Симонов считает, что технически для Ирана сделать это не составит труда. Пролив узкий, в нем несколько иранских островов. Все там легко простреливается, контролируется и минируется. С точки зрения военно-технического аспекта эта задача может быть решена. Но главный момент не технический, а политический. Иран никогда не прибегал к полному перекрытию пролива. Были перехваты отдельных танкеров. Но это были больше демонстративные акции.

Перекрытие Ираном прохода через Ормузский пролив может снизить предложение нефти и нефтепродуктов на мировом рынке на четверть

Крупнейший конфликт вокруг пролива был во время ирано-иракской войны (1980-1988 год), так называемой танкерной войны, когда нападениям подверглось более 450 судов. Но в результате тогда вмешались США. По мнению Симонова, очень велика вероятность, что сейчас перекрытие Ираном Ормузского пролива неизбежно спровоцирует вмешательство в конфликт США на стороне Израиля. А это весьма нежелательно для Тегерана. 

Схожая точка зрения у аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко: вероятность того, что Иран перекроет пролив, низкая. Причина в том, что это будет означать почти неминуемое вступление в прямое противостояние США.

Еще один нюанс связан с тем, что Иран сам экспортирует нефть через Ормузский пролив, замечает Симонов. И едва ли ему позволят продолжать это делать, если он закроет проход для других судов. А основные доходы в бюджет Ирана приходят от экспорта нефти.

Важен еще фактор международной поддержки. Дудченко указывает, что Иран в случае перекрытия пролива в лучшем случае поддержат ливанская "Хезболла", йеменские хуситы, палестинская группа ХАМАС, а также шиитские ополчения в Ираке. Едва ли это является значительным подспорьем для своей позиции в мировом сообществе.

По мнению Симонова, ближневосточные страны, участвующие в ОПЕК, Иран не поддержат, они все зависят от поставок через Ормузский пролив. Китаю, как крупнейшему импортеру нефти, рост котировок барреля из-за закрытия пролива абсолютно не выгоден, и рассчитывать на одобрение Пекина, несмотря на все его конфликты с США, Ирану не приходится.

Выгоден рост котировок барреля окажется России. Уже 16 июня ценовое агентство Argus сообщило, что цена на нашу нефть превысила 60 долларов за баррель (потолок цен, установленный G7). Но Россия также едва ли поддержит Иран. Мы сами боремся за соблюдение морского права в отношении Датских проливов на Балтике, которые периодически хотят закрыть для судов с российской нефтью. Наша поддержка Ирана в вопросе Ормузского пролива в результате сыграет против нас.

Кроме того, как отмечает Симонов, перекрытие пролива ударит по нефти как по товару. Нечто аналогичное произошло с газом в Европе, когда в 2022 году его цена взлетела в десять раз.

"Думаю, что мы воздержимся от каких-то советов Ирану в этом вопросе. Тем более что Иран - наш стратегический партнер. Он оказался в непростой ситуации. Вряд ли мы будем отговаривать его от каких-то геополитических шагов, но и подталкивать к ним мы точно не будем", - говорит Симонов.

Если предположить, что Иран все же пойдет на силовое перекрытие Ормузского пролива, то остается вопрос, как долго он сможет его удерживать, поскольку список оппонентов Тегерана возрастет, а их противодействие, в том числе силовое, только увеличится.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 16.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики