Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть по $ 78: есть ли у Ирана поводы перекрывать Ормузский пролив?

Нефть по $ 78: есть ли у Ирана поводы перекрывать Ормузский пролив?

Весь шум вокруг возможного перекрытия Ормузского пролива привел пока только к росту мировых цен на нефть. От этого выигрывает и Иран, для которого маршрут является единственным путем экспорта сырья. Пока ситуация не настолько критическая, чтобы Тегеран пошел на радикальные меры, полагают эксперты.

В понедельник утром стоимость нефти превысила $ 78 за баррель. Это самый высокий уровень с января. В течение торговой сессии котировки поднимались и до $ 80. США подняли градус напряженности на Ближнем Востоке, ударив по ядерным объектам Ирана. Угрозы Ирана перекрыть Ормузский пролив волнуют рынок, так как по этому маршруту проходит более 20% мировой нефти и СПГ.

Иранский телеканал Press TV сообщал со ссылкой на члена комиссии по нацбезопасности и внешней политике парламента Исламской республики Исмаила Коусари, что меджлис одобрил закрытие Ормузского пролива и окончательное решение остается за Высшим советом национальной безопасности.

Тегеран ни разу не перекрывал Ормузский пролив, и, как он собирается это сделать, неизвестно. Иран делит пролив с Оманом. Тем не менее градус напряженности привел к новому витку роста цен на нефть.

По данным АИС судов, 23 июня танкеры продолжают проходить через Ормузский пролив в обоих направлениях. Они держатся оманской стороны.

В то же время, как сообщают TankerTrackers, иранские танкеры продолжают загружать сырую нефть.

«Сегодняшние спутниковые снимки показывают, что дополнительные иранские и иностранные танкеры приближаются к иранским нефтяным терминалам даже после вчерашних авиаударов по ядерным объектам Ирана», — сообщали в TankerTrackers в воскресенье.

Ранее Bloomberg сообщало, что Иран резко увеличил экспорт нефти после начала израильских ударов — до 2,33 млн баррелей в сутки. Отчасти это объясняли последствиями ударов по НПЗ в Тебризе. Частичная остановка завода высвободила объемы нефти, которые сразу направили на экспорт.

Ормузский пролив является единственным маршрутом экспорта иранской нефти, в то время как Китай — основным закупщиком как в Иране, так и других странах Персидского залива. И в нынешней ситуации Тегерану, можно предположить, выгодно нагнетать ситуацию, но никак не переходить к самим решительным действиям.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает EADaily, что Иран пойдет на закрытие Ормузского пролива только в двух случаях. Первый — если нефтяную промышленность Ирана разрушат и у страны не останется экспорта. Вторая — наступит критическая для существования иранских властей ситуация.

«Даже после того, как Соединенные Штаты нанесли по ним удар, проблем у Ирана от перекрытия Ормузского пролива будет больше, чем выгоды. Это последняя мера, которую может предпринять Тегеран: мол, не доставайся же ты никому», — говорит Игорь Юшков.

Иран продолжает экспорт нефти, который приносит ему основной экспортный доход, и причин лишать себя его пока нет, считает ведущий аналитик ФНЭБ.

«Тегеран понимает, что Соединенные Штаты гораздо более сильно втянутся в конфликт и тогда уже будут ставить себе целью не удары по ядерной программе Ирана, а уже удары по военным объектам и, возможно, свержение действующих властей, чтобы гарантировать, что подобное больше не повторится. Перекрытие Ормузского пролива также настроит против Ирана соседние страны Персидского залива, которые в основном осуждают действия Соединенных Штатов», — замечает Игорь Юшков.

Источник: EADaily, 23.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики