Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной шок для мировой экономики. Как отразится на России возможное закрытие Ираном Ормузского пролива

Нефтяной шок для мировой экономики. Как отразится на России возможное закрытие Ираном Ормузского пролива

Экономист Юшков: цены на нефть могут подняться до 200 долларов за баррель

НЕФТЯНОЙ ШОК

После вооруженного вмешательства США военный конфликт между Израилем и Ираном может привести к катастрофическим для мировой экономики последствиям - Иран уже пригрозил перекрыть Ормузский пролив, имеющий важнейшее стратегическое значение не только для всего региона, но и для мировой торговли энергоносителями. Политическая и экономическая погода в проливе оказывает огромное влияние на нефтяные цены, а следовательно и на экономический климат в всем мире.

Этот узкий (его ширина от 39 до 96 км) пролив длиной 195 км соединяет Персидский залив с Оманским и далее через Аравийское море открывает выход в открытый океан. По нему проходит треть мирового потребления сжиженного природного газа и почти четверть — нефти. Помимо Ирана проливом пользуются для экспорта энергоносителей также Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн.

И вот теперь Иран в шаге от закрытия пролива. Чем это обернется для мировой экономики и какие риски грозят России?

- Если пролив все-таки закроют, то это приведет к блокировке поставок нефти на мировой рынок, огромные объемы окажутся заперты внутри Персидского залива, в мире возникнет острейший дефицит нефти, и она тут же подорожает — цены могут подниматься до 150 или даже до 200 долларов за баррель, - такой прогноз дал в беседе с KP.RU ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Это будет экономический кризис глобальных масштабов, потребление будет снижаться, чтобы сбалансировать цены. Такая ситуация долго продолжаться не может — мало кто позволит себе покупать энергоносители по сверхвысоким ценам, и спрос на них упадет, возможно, до 100 долларов за баррель.

Пострадают многие крупные игроки, считает эксперт. Китай, который покупает иранскую и саудовскую нефть, Индия, которая покупает иракскую нефть.

- США тоже пострадают, — говорит Юшков. - Не только потому, что она страна-импортер, но и потому что в Штатах еще и прямая зависимость стоимости топлива на внутреннем рынке от цены нефти на мировом рынке. Бензин мгновенно подорожает. Это большой риск для Трампа лично, потому что в США сложилась такая политическая культура, что если топливо дорожает, то граждане винят в этом действующую администрацию. Сам Трамп этим очень активно пользовался, когда при Байдене подорожал бензин. Республиканцы клеили на бензоколонках наклейки с изображением Байдена и надписью «Я это сделал» рядом с выросшими ценниками на бензин.

НАС УСТРАИВАЕТ СТАТУС-КВО

А как это скажется на экономике России?

- В моменте, конечно, мы заработаем много, потому что по объемам мы не пострадаем от перекрытия Амурского пролива, мы им не пользуемся в своих поставках, - ответил Юшков. - Но стратегически перекрытие пролива нам тоже невыгодно, потому что высокие цены на нефть продлятся недолго. И они обрушат потребление также и на наших рынках. Сбыт нефти у нас сократится, а потом восстанавливать его будет очень долго и сложно. Поэтому нас устраивает сегодняшний статус-кво.

Сейчас цены перевалили за 81 доллар за баррель нефти марки брент.

- Нас эти цены устраивают, хотя хотелось бы, может, чуть побольше, но менее до 100 долларов, чтобы спрос не падал, - оценил эксперт.

Кроме того, отметил он, возможное снижение поставок нефти из Ирана в Китай усиливает наши переговорные позиции с Поднебесной по ряду крупных совместных проектов.

ДО ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ ЕЩЕ НЕ ДОШЛИ?

Эксперт полагает, что до закрытия пролива дело все-таки не дойдет.

- Нет уверенность, что Иран все-таки перекроет канал, - говорит Юшков. - Во-первых, пока что он и сам экспортирует нефть, делает это в прежних объемах - примерно 1,5 млн баррелей в сутки. Если Иран закроет пролив, то поставлять свою нефть на экспорт, прежде всего, в Китай, он уже не сможет, а это крупнейший источник его дохода. Деньги же Ирану нужны для продолжения конфликта. Так что не в его интересах закрывать пролив.

Во-вторых, продолжил наш собеседник, в Иране понимают, что Соединенные Штаты гораздо сильнее.

- Если перекрыть пролив, то это станет для США оправданием более серьезных ударов, - говорит Юшков. - Например, нефтяные месторождения сейчас пока еще не бомбят. А если перекрыть Ормузский пролив, то, конечно, США, как Евросоюз и Великобритания, вмешаются в конфликт, не только чтобы разблокировать пролив, но и чтобы гарантировать, что больше таких попыток не будет. А значит, они будут добиваться смены режима в Иране, могут предпринять попытки уничтожения его политического руководства. Иран все это понимает и доводить до такой ситуации не будет. И то, что Багдад эту тему всячески публично анонсирует, это как раз сигнал к тому, что они хотят размена: они не будут трогать Ормусзский пролив, а взамен США им что-то должно дать - остановить Израиль, договориться по ядерной сделке, снять санкции...

Так что сейчас, делает вывод эксперт, критический момент еще все-таки не настал.

- Вот если начнут бить так, чтобы уничтожить руководство Ирана, или по его нефтяным объектам, лишая дохода, тогда это будет уже конечная точка, после которой Иран может решиться перекрыть Ормузский пролив, - подвел итог Юшков.

Автор: Владимир Перекрест

Источник: Комсомольская правда, 23.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики