Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От нефти до тропических фруктов: чем Россия торгует с Ираном и Израилем

От нефти до тропических фруктов: чем Россия торгует с Ираном и Израилем

Какими экономическими последствиями может обернуться конфликт двух стран 

Конфликт между Израилем и Ираном, к которому на днях подключились США, нанесшие удары противобункерными авиабомбами по нескольким иранским подземным ядерным объектам, вряд ли повлияет на торговлю России с этими странами. Однако он может подтолкнуть цепочку событий на мировом нефтегазовом рынке, в результате чего наша страна либо приобретет за счет новых рынков сбыта, либо потеряет из-за сверхвысоких цен на энергоресурсы. Какие сценарии экономической стороны конфликта существуют и какой из них является наиболее вероятным на сегодняшний день — в материале «Парламентской газеты».
 
Повышения цен исключать нельзя
 
Наиболее свежие данные по объему товарооборота Ирана и России в апреле этого года представил министр энергетики Сергей Цивилёв на 18-м заседании межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Москвой и Тегераном. По его словам, на конец 2024-го он составил 4,8 миллиарда долларов. В планах было его увеличение до 6 миллиардов за счет совместных соглашений.
 
По данным международной аналитической платформы The Observatory of Economic Complexity (OEC), основу экспорта Ирана в Россию составляют орехи (прежде всего фисташки), фрукты, овощи, виноград, арбузы, элементы газовых турбин, а также различные морские ракообразные. В обратную сторону отправляются пшеница, кукуруза, ячмень и пиломатериалы.
 
«Во взаимоотношениях с Ираном мы выступаем прежде всего как поставщик, — пояснил специально для «Парламентской газеты» независимый аграрный эксперт Аркадий Злочевский. — Но я бы не назвал иранский рынок имеющим для нас какое-либо критическое значение. Лишь один раз Иран выходил по объемам закупок нашей пшеницы на второе место, обогнав Турцию. С тех пор он стабильно входит в десятку наиболее крупных покупателей, но больше не поднимается ни в тройку, ни даже в пятерку. Что касается импорта, то по линии сельхозпродукции в сколько-нибудь заметных объемах Россия у Ирана не закупает ничего. Исключение — какие-нибудь фисташки, которые основой продовольственной безопасности страны, согласитесь, не являются».
 
Израиль, по данным МИД России, в 2017 году занимал 41-е место среди наших внешнеторговых партнеров — его доля в общем объеме торговли составляла 0,5%, что соответствовало 2,2 миллиарда долларов. По итогам 2023 года, говорят данные OEC, он вырос до 3,8 миллиарда, причем львиную долю составил российский экспорт. Прежде всего из Израиля в Россию везут тропические фрукты, корнеплоды, цитрусовые и пестициды. Значительную часть импорта также составляют разнообразные косметические продукты, вакцины, сыворотки и медицинские токсины, чистящие средства и медикаменты, которые выпускает главный израильский фармацевтический гигант — Teva Pharmaceuticals.
 
«На самом деле рентабельность так называемой „большой фармы“ такова, что сегодня она является практически единственной сферой, которая не затронута даже санкциями Запада против России, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» депутат Госдумы экономист Михаил Делягин. — Поэтому не стоит ожидать, что поставки лекарств и субстанций из Израиля прекратятся или по крайней мере существенно снизятся. Что же касается цен — поскольку это направление, по существу, является монопольным, ценовые колебания исключать, конечно, нельзя. Но важно понимать, что обусловлены они будут исключительно желаниями монополистов, а не объективными факторами, возникшими из-за эскалации конфликта между Израилем и Ираном».
 
Вопросы стабильности
 
Таким образом, практически единственной сферой, которую выросшее напряжение может затронуть, остается энергетика: нефть и газ. В значительной мере оказать на нее влияние могло бы анонсированное иранскими властями перекрытие Ормузского пролива, который соединяет Персидский и Оманский заливы. Однако и эта вероятность, по мнению Михаила Делягина, пока что довольно мала.
 
«Во-первых, если на третий день после нанесения ударов иранские власти еще что-то обсуждают — а я вам напомню, что решение по проливу пока еще не утверждено, — то, скорее всего, никаких реальных действий ждать не стоит, — отметил парламентарий. — Во-вторых, перекрытие, если оно будет, запланировано для судов тех стран, которые им, по сути, не пользуются: США, Франции, Германии и Англии. Поэтому вряд ли от него пострадают наши традиционные цепочки поставок».
 
А в некоторых аспектах Россия может даже выиграть — прежде всего в том, что касается торговли нефти и газом.
 
«Пока что мы видели лишь отдельные удары Израиля по иранской нефтегазовой инфраструктуре, — объяснил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — На данный момент Иран не испытывает какого бы то ни было дефицита нефтепродуктов, но если ситуация усугубится, ему понадобятся внешние поставки. И вот здесь как раз главным игроком может стать Россия. Причем качество нашего топлива выше, чем в самом Иране, так как у нас больше глубина переработки. Поэтому сейчас наши поставки в Иран относительно небольшие, но если Израиль выберет в качестве одной из целей атак важные нефтегазовые объекты — месторождения, заводы по переработке и так далее, — то все может измениться. Особенно если участь, что у Ирана и России подписан договор о стратегическом партнерстве, который как раз и предполагает поставку туда нефтепродуктов».
 
Насколько велика такая вероятность, отметил Игорь Юшков, сказать пока трудно. Однако совсем иллюзорной ее назвать нельзя:
 
«Если стоит цель лишить Иран денег, подорвать его экономику, то бить по энергообъектам логичнее всего, — подчеркнул эксперт. — Кроме того, на фоне конфликта уже повысились цены на нефть, примерно на десять долларов за баррель, что довольно ощутимо. Ну и, наконец, нельзя забывать о том, что если Иран вынужденно сократит поставки нефти в Китай, сам Китай логично переключится на российскую нефть».
 
Повлиять на Поднебесную может и сам факт срыва поставок: по словам Игоря Юшкова не исключено, что Китай после этого решит выбирать более надежных и стабильных партнеров и быстрее подпишет с Россией соглашение о поставках газа по «Силе Сибири-2».
 
«Единственное — нам, конечно, невыгоден сценарий с перекрытием Ормузского пролива, потому что так или иначе он предполагает очень большое повышение цен на нефть, — заключил эксперт. — А это логичным образом приведет к сокращению мирового потребления, причем на всех рынках. Однако сказать, случится ли это в реальности, пока трудно — на данный момент вероятность представляется достаточно небольшой».
 
Автор: Николай Козин
 
Источник: Парламентская газета, 24.06.2025

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики