|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему ЕС не растет Почему ЕС не растетАрхитектура экономической слабостиЕвросоюз уже четвертый год подряд переживает системный кризис развития: толком не растет экономика ни блока в целом, ни его отдельных членов (за парой исключений). Провоцирует ли этот кризис что-то помимо попыток отказаться от российских энергоносителей и какие у ЕС экономические перспективы, «Эксперт» спросил у политолога и специалиста в сфере энергетической безопасности. Не мягкая посадкаНачиная с 2022 года не было ни одного квартала, в который ВВП Евросоюза вырос хотя бы на 1% — очищенная от сезонных факторов поквартальная динамика показателя исчисляется (согласно данным Евростата) исключительно десятыми долями процента. В годовом разрезе картина не столь мрачная: в 2024 году совокупная экономика ЕС прибавила целый процент, что кажется очень сильным результатом на фоне роста в 0,4% за 2023 год. Впрочем, динамика за январь — март 2025 года повторила прошлогоднюю: +0,3% поквартально (с учетом сезонности), что намекает: ускорения экономики в текущем году можно не ждать. Словом, нынешние темпы роста заметно отстают от доковидных +2–3% в год. И это далеко не «мягкая посадка» после восстановительного перегрева (+6,3% в 2021 году после −5,6% в 2020 году), а системный кризис, в который ЕС старательно загонял себя на протяжении нескольких лет, способов выбраться из которого пока не видно. Если бросить взгляд на график квартальной динамики ВВП Евросоюза, сразу заметно, что кривая припала к нулю и не расстается с этим уровнем начиная с 2022 года (+0,5% в третьем квартале, затем −0,2% в четвертом квартале). Фундаментальной причиной экономической стагнации Евросоюза стала политика отказа от импорта дешевых энергоносителей из России, отмечает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Дмитрий Суслов: «Это ударило по самой основе экономики ЕС. Наибольший вес в ней традиционно приходился именно на промышленное производство, а его конкурентоспособность всегда базировалась на импорте дешевых российских энергоносителей». Можно разглядеть и что немногим ранее, еще в 2021 году, как будто намечался шанс на устойчивый рост («бугорок» в +2,2% во втором квартале), которым, впрочем, не воспользовались. О том, как этого не случилось, в беседе с «Экспертом» вспомнил эксперт клуба «Валдай» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Экономические проблемы Европы связывают с отказом от энергоресурсов из России — и это, конечно, правда. Однако начался энергетический кризис ЕС не в 2022 году, а немного раньше. Летом 2021 года снизилась скорость ветра в Северном море, ветряки встали и зеленая европейская модель начала сыпаться по принципу домино. На этом фоне в Европе случился дефицит газа, цены на него поползли вверх. Обратились к „Газпрому“ — получили ответ: чтобы закупать газ сверх лимита, нужно запустить „Северный поток-2“. Ни тогда, в 2021-м, ни потом на это в Европе не пошли по политическим мотивам, так что цена газа продолжила разгон». В декабре 2021 года на фоне наступающих холодов биржевая цена газа в Европе впервые в истории преодолела отметку в $2 тыс. за 1 тыс. куб. м. Для сравнения: в декабре 2019-го она была ниже $200 за 1 тыс. куб. м. Да, впоследствии шоковая цена обвалилась (в первом квартале 2025 года составляла $509 за 1 тыс. куб. м), однако шаги, предпринятые Брюсселем в 2022-м, закрепили в Европе новую экономическую реальность: уже на следующий год стоимость газа в ЕС оказалась в 4,5 раза выше, чем в США, а электроэнергии — в 2,6 раза. Системная ошибка ЕС, с которой все началось, — вера европейских политиков в ускоренный зеленый энергопереход, уверен Константин Симонов: «Отсюда вытекает и в корне неверная энергетическая политика, и промышленная. Сегодня Брюссель попросту не хочет свои заблуждения признавать, а, наоборот заявляет, что нынешний кризис якобы очистительный, из которого европейская экономика возродится, как птица Феникс. Согласно статистике Евростата, потребление газа в Евросоюзе в настоящее время примерно на 20% ниже среднего уровня за пятилетку до 2022 года. В ЕС посыпались целые отрасли, в первую очередь газоемкие: металлургия, химическая, бумажная, стекольная промышленность. Если спросить об этом чиновников в Брюсселе, то они ответят: все эти отрасли архаичные, современной европейской экономике они не нужны, их развитие лучше оставить Китаю с Вьетнамом». Новый курс ЕвропыВ сентябре 2024 года результаты политики ЕС в своем докладе о европейской конкурентоспособности (вернее, об отсутствии оной) хорошо описал бывший президент Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги. «Еще два года назад мы не вели подобных разговоров, потому что дела шли вроде бы хорошо. Но теперь условия изменились. Мировая торговля замедляется. Китай стал гораздо менее открытым для нас, и на самом деле он конкурирует с нами на мировых рынках по всем направлениям. Мы потеряли нашего основного поставщика дешевой энергии — Россию. И теперь нам снова нужно начать защищать себя, впервые со времен Второй мировой войны», — констатировал экс-глава ЕЦБ. В качестве спасательного плана он предложил инвестировать в повышение производительности по €800 млрд в год — то есть по 5% ВВП Евросоюза. Это до нелепости много: инвестиции в реализацию плана Маршалла в 1948–1951 годах не превышали 2% европейского ВВП. «Сегодня блок сталкивается с реальностью, к которой он никогда не был готов — реальностью, в которой больше нет дешевых энергоресурсов, безопасность больше не может быть гарантирована, а существующие условия экономического взаимодействия рушатся», — отмечал журнал Politico. Обозреватели издания полагали, что доклад Драги положит начало реструктуризации ЕС, причем в духе не то «Нового курса» Америки, не то советской перестройки. Однако до сих пор этого не произошло. Немаловажен и фактор Дональда Трампа, который возник с началом 2025 года. Фактор этот имеет значение в вопросе шансов ЕС выйти из кризиса, отмечает Дмитрий Суслов: «Дальнейшие экономические перспективы ЕС весьма печальны. Те базовые, фундаментальные опоры европейской модели экономического развития, которые существовали до 2022 года, обрушены, и альтернативы пока не видно. Возвращения дешевого российского топлива, скорее всего, не произойдет. Вдобавок США ужесточают условия торгово-экономических отношений с ЕС, и поскольку европейцы не хотят терять американский рынок, они будут вынуждены пойти на уступки». Штаты очевидным образом стимулируют деиндустриализацию Евросоюза — как за счет тарифных мер, так и поощрением переноса промышленного производства в СШАДело в том, что предприятия, которые перебираются из Европы за океан, получают более дешевую энергию, гораздо меньшее налогообложение, а главное — беспрепятственный доступ к американскому рынку. Прямо сейчас Брюссель готовится заключить с Вашингтоном торговую сделку — ради ее достижения Дональд Трамп в мае согласился перенести введение пошлин в 50% на импорт из ЕС до июля. К слову, подобную сделку уже согласовал Лондон: сошлись на базовой пошлине в 10%, снижении тарифа на британские автомобили числом до 100 тыс. штук и отмене пошлины на британскую сталь. Брюссель же намерен выторговать себе условия получше и потому планирует не торопиться, отмечали в Financial Times. Ландшафт стагнацииОколонулевой рост ВВП характерен не только для ЕС в целом, но и для большинства его членов в отдельности. Среди исключений — нефтегазодобывающая Дания (рост выше 1% в квартал последние четыре квартала) или, например, щедро подпитываемая европейской экономической помощью Польша. «Стагнация затрагивает всех членов ЕС, но кое-где положение вещей получше. Почему так получается? Вот анекдотический пример. Германия, крупнейшая экономика ЕС и донор его бюджета, имеет не то рецессию, не то стагнацию. А один из наилучших показателей по росту ВВП демонстрирует Польша, которая долгие годы выступает самым крупным получателем помощи из этого самого бюджета», — говорит Константин Симонов. ![]() Ключевым фактором распространения кризиса по всему ЕС служит структура его совокупной экономики: она базируется на экономиках нескольких сильнейших стран: Германии, Франции, Италии. Остальные же члены зависят от развития этих «грандов». «Главными торговыми партнерами стран ЕС являются другие страны ЕС — внутриблоковая торговля существенно больше, чем торговля с внешним миром, — говорит Дмитрий Суслов. — Это следствие общего рынка. Он, как и общая валюта, служит механизмом распространения экономических кризисов из крупнейших экономик ЕС по всем ее членам. Так что если крупные экономики в кризисе, это неизбежно распространяется на всех остальных. От этого попросту невозможно укрыться — собственно, потому стагнация наблюдается в том числе и в Венгрии, и в Словакии, которые от российских энергоресурсов не отказывались. Но, к слову, если бы они отказались, ситуация у них была бы куда хуже, чем сегодня». При всем при этом, глядя на цифры, можно заметить, что в реальности ни о каком отказе ЕС от российских энергоресурсов речи не идет. Например, ни в одном из 17 пакетов антироссийских санкций, утвержденных Брюсселем, нет прямого запрета покупать российский газ. При этом в 2024 году Россия нарастила поставки этого топлива в Евросоюз: трубопроводного газа — на 14% (+4 млрд куб. м), СПГ — на 17% (+3 млрд куб. м). Говоря же о российской нефти — тут реальность идет вразрез с официальной европейской статистикой. Евростат говорит о сокращении доли России на рынке ЕС с 29% (€14,06 млрд) в первом квартале 2021 года до 2% (€1,48 млрд) в первом квартале 2025 года. Однако на самом деле Евросоюз нарушает собственные запреты, не брезгуя иметь дело с реэкспортом. Пример — поставки нефтепродуктов из РФ через Турцию. С одной стороны, не запрещено закупать топливо, сделанное из российской нефти. С другой, невозможно отличить нефтепродукт, полученный в России, от его турецкого аналога. Так, по данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в течение года после введения эмбарго (с февраля 2023 года по февраль 2024 года) только в трех турецких портах (Джейхана, Мармара-Эреглиси и Мерсина) страны ЕС закупили российских нефтепродуктов на €3,1 млрдК слову, ни один из этих портов не имеет выхода к турецким НПЗ. ![]() А в феврале 2025 года CREA опубликовал доклад, из которого следует, что за предшествовавшие 12 месяцев ЕС потратил на российские нефть и газ €21,9 млрд. Это больше, чем финансовая помощь Украине, которую ЕС выделил за тот же период, — €18,7 млрд, по данным Кильского института мировой экономики. Возникает риторический вопрос: а что бы стало с экономикой ЕС, если бы он отказался от российских энергоносителей по-настоящему? Автор: Илья Арзуманов Источник: Expert.ru, 26.06.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|