Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США играют с огнем: чем грозит атака на ядерные объекты Ирана

США играют с огнем: чем грозит атака на ядерные объекты Ирана

Удары американских бомбардировщиков по иранским ядерным объектам поднимают угрозу радиационной катастрофы и геополитической эскалации. Эксперты предупреждают: это может спровоцировать глобальный энергокризис.

В ночь с 21 на 22 июня ВВС США нанесли удары по трем иранским ядерным объектам, задействовав бомбардировщики-"невидимки" B-2 Spirit и крылатые ракеты Tomahawk. В операции применялись 13-тонные бетонобойные бомбы GBU-57 Bunker Buster, способные поражать защищенные подземные сооружения.

Президент США Дональд Трамп объявил об "окончательном уничтожении" ядерного потенциала Исламской Республики Иран. Эксперты, однако, сомневаются: из-за глубины залегания целей объективно оценить ущерб крайне сложно. Тегеран настаивает, что повреждения минимальны, а МАГАТЭ пока не располагает данными для официального заключения.

Провал иранской ПВО

"Использование стратегических бомбардировщиков и "Томагавков" указывает на попытку нанести стратегическое поражение. Обе платформы способны нести как обычные, так и ядерные боезаряды", – пояснил в разговоре с Baltnews эксперт по ПВО Юрий Кнутов. 

По словам специалиста, тот факт, что B-2 беспрепятственно достигли целей, свидетельствует о низкой эффективности иранской противовоздушной обороны: "Для точного бомбометания пилотам пришлось подойти почти вплотную. Вероятнее всего, позиции ПВО были подавлены заранее".

Американская сторона представила фотодоказательства попаданий GBU-57. Каждая бомба оснащена замедлителем и датчиками, определяющими тип грунта и оптимальный момент подрыва, что позволяет им проникать сквозь землю и бетон, а затем разрушать подземные помещения.

Тегеран утверждает, что успел вывезти более 400 т материалов, содержащих уран. По другим оценкам, могли быть разрушены лишь входы в тоннели, из-за чего объекты временно непригодны к эксплуатации. "Центрифуги, которые слишком чувствительны к внешним воздействиям, могут находиться в других местах, о которых американцам неизвестно", – добавил эксперт. 

Исторический контекст противостояния

Вооруженные столкновения между США и ИРИ происходили и ранее – с разными результатами.

  • 1980 г. – операция "Орлиный коготь". Попытка США освободить заложников из посольства в Тегеране закончилась провалом: американцы по техническим причинам потеряли три вертолета и самолет-заправщик, а разведка по ошибке выбрала точку высадки возле оживленной магистрали. Бойцы элитного подразделения “Дельта” были вынуждены спасаться бегством, бросив технику, и Иран без боя одержал моральную победу.
  • 1988 г. – операция "Богомол". Во время ирано-иракской войны США нанесли ответный удар после подрыва фрегата на иранской мине. Американская авианосная ударная группа уничтожила несколько нефтяных платформ и нанесла серьезный урон флоту ИРИ, потеряв лишь один вертолет.
  • 2016 г. Иран задержал два американских катера, и весь мир облетели кадры стоящих на коленях военнослужащих Корпуса морской пехоты США; инцидент завершился дипломатическим урегулированием.
  • 2020 г. После убийства генерала КСИР Касема Сулеймани Иран нанес ракетный удар по базам США в Ираке. Стороны воздержались от дальнейшей эскалации.

Удар американских ВВС стал первой масштабной атакой столь глубоко на территорию Ирана и преследовал стратегические цели.

"Американцы играют с огнем"

Удары по ядерной инфраструктуре не новы: именно ВВС Ирана в 1980 г. впервые атаковали иракский реактор "Осирак", который годом позже окончательно уничтожили израильские летчики. С тех пор объекты атомной энергетики подвергались единичным ударам, однако почти всегда это были строящиеся станции без значительных запасов радиоактивных материалов.

Потенциально подобные атаки могут привести к радиационной катастрофе. Следует отметить, что для ликвидации последствий Чернобыльской аварии были мобилизованы силы сверхдержавы. В случае же выброса веществ в Иране – далеко не факт, что у не самой богатой ближневосточной страны, которая эпизодически подвергается обстрелам, найдутся аналогичные возможности.

"Насколько это опасно? Конечно, применение стратегического оружия против ядерных объектов в Иране ставит мир на грань ядерной катастрофы. Потому что вполне способно привести к радиационному загрязнению окружающей среды со всеми вытекающими последствиями, которые мы уже видели в Чернобыле. Поэтому я полагаю, что американцы играют с огнем, действуя таким образом", – предупреждает Юрий Кнутов.

Энергетический аналитик Алексей Гривач в разговоре с Baltnews указал на то, что результаты этой атаки неизвестны: "США заявляют о сокрушительной победе, а иранские власти, что несмотря на беспрецедентный факт агрессии и попытки бомбардировки ядерных объектов серьезного ущерба нет – что косвенно подтверждается тем, что радиационный фон остался прежним".

Гривач дополнил, что через Ормузский пролив проходит до 25% мировой торговли нефтью и 20% СПГ. Дальнейшая эскалация способна спровоцировать скачок цен и глобальный энергетический кризис.

"Иран – большая промышленно развитая страна со значительным и растущим энергопотреблением. Учитывая, что многолетние западные санкции накладывают серьезные ограничения на модернизацию традиционной электроэнергетики на ископаемом топливе, иметь в базе стабильные поставки атомной энергии было бы весьма кстати", – отметил эксперт.

Автор: Никита Соколов

Источник: Baltnews.com, 25.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики