Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США сняли санкции с проекта «Пакш-2» в Венгрии

США сняли санкции с проекта «Пакш-2» в Венгрии

Он был заблокирован ранее из-за ограничений против «Росатома» и Газпромбанка. Глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что решение принято после обращения к администрации Дональда Трампа, и поблагодарил ее за поддержку. В Будапеште проект называют критически важным для энергобезопасности страны

Соединенные Штаты отменили санкции, связанные с АЭС в городе Пакш в Венгрии, — строительство может быть продолжено, заявил министр иностранных дел республики Петер Сийярто.

Санкции были введены при Джо Байдене. Они, по словам главы венгерского МИД, поставили под угрозу долгосрочное и надежное энергоснабжение республики: продолжение расширения АЭС «Пакш» стало «практически невозможным».

Венгрия добилась вывода проекта «Пакш-2» из-под действия санкций ЕС против России. В то же время его реализация была затронута американскими санкциями, введенными администрацией Джо Байдена в январе этого года против топ-менеджеров «Росатома» и в ноябре прошлого года — против Газпромбанка, через который проходили финансовые расчеты по проекту. Правительство Венгрии обратилось к администрации Дональда Трампа с просьбой об отмене этих санкций. Сийярто отметил, что нынешний американский лидер рассматривает Венгрию «как друга» и поблагодарил Трампа и его администрацию за это решение.

Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Я думаю, что здесь самое главное — политический фактор, потому что конфликт Трампа с европейским мейнстримом становится все более очевидным. Здесь очень серьезный раскол — идеологический, политический. Трамп очень хотел бы сформировать пятую колонну внутри ЕС, чтобы не только он боролся с брюссельскими прогрессистами, но и появилась такая фракция трампистов, оказывающих внутреннее сопротивление Еврокомиссии. И, конечно, Орбан — один из потенциальных лидеров этой фракции. Орбан, Фицо — это те, кто сопротивляются агрессивной политике Брюсселя на украинском направлении. Трамп, как известно, считает, что перемирие страдает прежде всего из-за позиции Украины, а России надо дать шанс. История с санкциями в отношении АЭС вполне укладывается в эту логику. Трамп считает, что усиливать антироссийские санкции не нужно, хотя и ослаблять их он особо не спешит. Для американских компаний проект «Пакш-2» особых проблем не создает, прямого интереса у Трампа нет. В случае с Сербией в конце недели Трамп продлил исключения из санкций, позволив не продавать компанию Naftna Industrija Srbije (NIS), принадлежащую «Газпром нефти» — значит, интерес у американцев там может возникнуть, и санкции продлеваются. Но в случае с Венгрией коммерческого интереса нет — почему бы и не дать Орбану такой политический пряник. Суть санкций достаточно проста — были затруднены расчеты по проекту. У Венгрии особых альтернатив, в общем-то, нет. С точки зрения развития российских экспортных атомных проектов сегодня больше препятствий создают финансовые сложности внутри России, нежели американские санкции. Многие проекты реализуются за счет российских кредитов и должны окупаться за счет выручки от продажи электроэнергии, которая поступает в «Росатом». Поэтому большой вопрос, может ли Россия в текущей непростой финансовой ситуации позволить себе такого рода стройки. Все будет зависеть от способности «Росатома» привлекать финансирование».

Сейчас в Пакше действует АЭС, построенная советскими специалистами в 1980-х годах. На нее приходится половина всей вырабатываемой и треть потребляемой электроэнергии в Венгрии. На станции, расположенной на берегу Дуная в 100 километрах к югу от Будапешта, работают четыре энергоблока. В августе 2022 года венгерское управление по атомной энергии выдало «Росатому» разрешение на строительство энергоблоков № 5 и № 6 по российским технологиям.

После их ввода мощность станции должна возрасти с 2000 до 4400 мегаватт. В августе 2023 года Россия и Венгрия подписали документы о переходе к этапу непосредственного сооружения АЭС «Пакш-2».

Источник: BFM.RU, 29.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики