Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт без нахлебников

Экспорт без нахлебников

Теперь путешествия в Европу будут необременительными не только для российских граждан, но и для российского газа. В этом году начал работу первый крупный газопровод, связывающий нашу страну и Евросоюз — «Северный поток». В сентябре было начато техническое заполнение первой нитки трубопровода, связывающего Россию и Германию по дну Балтийского моря. А уже 8 ноября по ней начались коммерческие поставки отечественного газа в страны Евросоюза. Целевыми рынками на этом направлении для России являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.

Производительность первой нитки — 27,5 млрд куб. Кроме того, запланировано строительство второй нитки газопровода, которая увеличит пропускную способность «Северного потока» до 55 млрд куб м.

Что выиграет Россия?

По мнению инвестиционного стратега ФГ БКС Максима Шеина, запуск «Северного потока» существенно усиливает роль России в энергетике, потому что «это третий экспортный коридор в Европу и дополнительные 22 млрд м куб».

«Благодаря запуску „Северного потока“ увеличится экспорт Газпрома в Западную Европу. Это будет позитивно как для Газпрома, так и для России в целом просто потому, что понятно, какую долю в доходах государства составляют доходы от экспорта газа и нефти. Газпрому интереснее продавать газ напрямую газотранспортными сетями, чем платить за транзит и зависеть от доброй воли транзитных государств», — отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Тонурков.

Плюсы от запуска нового газопровода для России будут не только экономические, но и политические. Важное преимущество «Потока» — отсутствие транзитных государств, снижающее стоимость транспортировки газа и исключающее различные политические риски. «Мы впервые напрямую связываем Россию с ЕС — никаких стран-транзитеров, только прямая ответственность России как поставщика. С точки зрения усиливающейся конкуренции на европейском рынке газа, этот аргумент важен, потому что история с Украиной в январе 2009 г. очень сильно испортила нам имидж, мы до сих пор отголоски этой истории получаем», — заметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его словам, важно, что в строительстве «Северного потока» участвовали сразу несколько европейских стран. «Этот проект не просто российский, не просто российско-германский, как Польша вначале пыталась изобразить это, называя его „газовым пактом Молотова-Риббентропа“. Туда вошли Голландия и Франция, то есть участвуют три европейские страны и четыре крупные компании плюс пятая — российский Газпром. Это принципиально важный момент, поскольку это общий бизнес и общий проект», — пояснил он.

Кооперация Газпрома и европейских компаний была на всей цепочке — от скважины до горелки. «Это тоже очень важно, потому что я уверен: единственный способ усиления доверия друг к другу заключается в том, чтобы активнее пускать европейцев в наш добывающий сегмент и более активно взаимодействовать в сегменте сбыта в Европе», — добавил К.Симонов.

«Можно сказать, что продажа „Белтрансгаза“ — в какой-то степени результат запуска „Северного потока“. Для Белоруссии и Украины становится ясно, что они уже не настолько незаменимы, нужно решать проблему, потому что транзит газа по территории этих государств в будущем может вообще прекратиться», — подчеркнул В.Тонурков.

Источник: РБК, 15.12.2011


 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики