|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газохимия РФ: Что ждет рынок в ближайшие годы? Газохимия РФ: Что ждет рынок в ближайшие годы?Современные энергетические и химические рынки играют ключевую роль в формировании мировой экономики. Среди них особое место занимают рынки СПГ и трубопроводного газа, а также важных химических продуктов - метанола, аммиака и карбамида. Каковы тенденции и перспективы этих сегментов и их влияние на глобальный баланс энергии и сырья, а также какие ключевые вызовы и возможности для производителей существуют сегодня, выясняло Агентство нефтегазовой информации. Трубопроводный газ В современном мире природный газ сохраняет ключевую роль в мировом энергобалансе, однако его рынок претерпевает значительные изменения из-за технологических и геополитических факторов. По данным исследования «Рыночный ландшафт: Обзор газохимических трендов», подготовленного консалтинговой компанией «Имплемента» (имеется в распоряжении Агентства нефтегазовой информации) в 2024 году объем мирового рынка трубопроводного газа достиг 4,3 трлн кубометров, и прогнозируется, что ежегодный прирост останется ниже 1% до 2030 года.
Эксперт также подчеркнул, что промышленность, в том числе и газохимическая отрасль, остается ключевым драйвером потребления. Значительный вклад в это вносит регион Ближнего Востока. По его словам, газ все активнее заменяет уголь в электроэнергетике стран АТР, а также применяется в производстве водорода и моторных топлив, хотя эти сегменты в абсолютном выражении обеспечат меньший прирост. Отмечается, что российский рынок голубого топлива демонстрирует заметный рост. В 2024 году добыча в России выросла на 7,6% и достигла 685 млрд кубометров, в основном за счет внутреннего спроса. В ближайшие годы потребление внутри страны будет расти за счет электроэнергетики, бытовых нужд и промышленности. Однако, основным фактором роста остается расширение экспортных поставок российского газа - как через трубопроводы и СПГ, так и через продукцию газохимии.
По мнению эксперта, международная торговля газом быстро меняется: доля трубопроводных поставок снижается, впервые упав ниже 50% в 2020 году и достигнув 43% в 2024-м. В то же время вес набирает СПГ и становится главным фактором, влияющим на мировые цены. Как считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, трубопроводная система будет продолжать функционировать, и вопрос заключается лишь в соотношении между объемами СПГ и трубопроводного газа в общем объеме поставок.
Рынок СПГ: состояние и перспективы Рынок сжиженного природного газа (СПГ) переживает период интенсивного роста, сопровождающийся масштабным запуском новых производственных мощностей.
В 2024 году Россия произвела и экспортировала более 33 млн тонн СПГ. Средняя загрузка мировых СПГ-мощностей за последние пять лет колебалась в пределах 82–87%, в то время как российские и катарские предприятия работают с загрузкой выше номинальной.
Более половины российского СПГ поставляется в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Площадка «Сахалин-2» ориентирована исключительно на этот рынок. По мнению Ивана Тимонина, с прогнозируемым ростом спроса в АТР такая географическая переориентация кажется своевременной и оправданной. Отрасль СПГ в России планирует масштабное расширение производства. Среди ключевых проектов эксперт выделяет запуск оставшихся линий «Арктик СПГ-2», а также «Мурманский СПГ» и «Балтийский СПГ».
По его прогнозам, к 2030 году Россия сможет покрывать до 17% мирового потребления СПГ, а при своевременном вводе всех заявленных проектов доля страны может вырасти до 30%. Эксперт добавляет, что главными задачами развития российского экспорта СПГ являются обеспечение собственного танкерного флота, поиск конкурентоспособных рынков сбыта и углубление сотрудничества с перспективными потребителями, а также долгосрочная контрактация новых мощностей на фоне усиливающейся конкуренции.
По мнению эксперта, среднесрочные тренды характеризуются ростом избытка мощностей, что усилит торговую конкуренцию и окажет давление на цены. При этом развивающиеся страны АТР сохранят статус главных драйверов спроса, во многом благодаря расширению числа новых импортеров. Игорь Юшков считает, что Россия демонстрирует конкурентоспособность на мировом рынке СПГ, о чем свидетельствуют успешные проекты, такие как «Ямал СПГ» и «Сахалинский». Однако, отмечает, что основная проблема заключается не в конкуренции, а в санкциях, введенных США против большинства новых российских СПГ-проектов с целью расчистки рынков для собственного газа. Под санкциями не оказались только действующие «Ямал СПГ» и Сахалинский завод.
Таким образом, трубопроводный газ остается базовым и стабильным ресурсом, особенно для развитых регионов и крупных промышленных потребителей, в то время как СПГ выполняет роль динамичного и гибкого инструмента адаптации рынка к изменяющимся геополитическим и экономическим условиям. Рынки метанола, аммиака и карбамида Рынки метанола, аммиака и карбамида - ключевые сегменты газохимической отрасли, демонстрируют как схожие тенденции, так и существенные различия, обусловленные, прежде всего, особенностями применения.
Рынок аммиака составляет примерно 191 млн тонн, но большинство продукции потребляется внутри предприятий, а в международной торговле задействовано около 10% от общего объема, используемого преимущественно для производства удобрений (более 80% всего спроса) и промышленных товаров. В 2024 году мировой спрос на карбамид составил около 187 млн тонн, из которых около 80% пришлось на использование в качестве удобрения, а оставшиеся 20% – на кормовые добавки для животных и технические применения, такие как производство строительных смол, меламина и экологического реагента DEF для дизельных двигателей. Потребление метанола в мире достигло 134 млн т. Крупнейшими направлениями использования являются: производство полимеров, формальдегида, топливные применения и прочие химические продукты. Что касается темпов роста, эксперт пояснила, что спрос на аммиак и карбамид прогнозируется умеренным - около 1–1,2% в год, что связано с замедлением прироста населения и повышением эффективности использования удобрений. В то же время, по ее словам, рынок метанола в историческом периоде рос опережающими темпами преимущественно за счет вводов активов MTO/MTP и CTO/CTP. Однако, учитывая «насыщение» данного сегмента и ограниченное число новых заявленных проектов, динамика спроса замедлится и составит порядка 2% в год.
Относительно производственных мощностей и инноваций Евгения Попова рассказала, что к 2030 году ожидается наращивание мощностей во всех трех сегментах.
Важным моментом для рынков метанола и аммиака, по ее словам, является развитие транспортной инфраструктуры и терминалов для оптимизации затрат и обеспечения устойчивого экспорта. Для карбамида меняющиеся торговые условия требуют разработки эффективных маркетинговых стратегий.
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, на рынках аммиака, метанола и карбамида существуют сложности, связанные с недостаточным количеством отечественного оборудования для строительства соответствующих заводов.
Пути развития Производители газа и газохимической продукции сегодня сталкиваются с вызовами, связанными не только с поддержанием загрузки существующих мощностей, но и с эффективным освоением новых проектов.
Она подчеркнула, что важным элементом стратегии является «углубление взаимодействия с перспективными покупателями через совместные проекты, создание инфраструктуры и производств будущих потребителей газа». По словам Евгении Поповой, маркетинг новых проектов требует поиска привлекательных рыночных ниш, разработки эффективных Go-to-Market (GTM) стратегий и заключения долгосрочных контрактов.
Внутренний рынок также нуждается в развитии. По мнению экспертов, углубление цепочки дальнейших переделов способствует формированию дополнительного спроса и повышает ценность отечественной продукции. В частности, реализуются проекты по строительству аммиачных терминалов в европейской части России, что позволяет эффективнее выводить на внешние рынки продукцию, подверженную ограничениям. Для расширения присутствия на быстрорастущих рынках Латинской Америки и Африки эксперты рекомендуют проработку GTM-стратегий, оптимизацию транспортно-логистических схем и создание необходимой инфраструктуры. Таким образом, несмотря на различия в масштабах, сферах применения и географии рынков СПГ, трубопроводного газа, метанола, аммиака и карбамида, они тесно связаны и развиваются в контексте глобальных экономических, технологических и экологических трендов. Предполагается, что комплексный подход, основанный на развитии логистики, маркетинга и сотрудничества с партнерами, поможет производителям газа и газохимии эффективно справиться с вызовами рынка и воспользоваться новыми возможностями роста. Источник: Агентство нефтегазовой информации, 30.06.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|