Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский СПГ: бегущий по санкционному лезвию

Российский СПГ: бегущий по санкционному лезвию

Запад признает, что у РФ уже есть теневой СПГ-флот, но его мощности слишком малы

СПГ-танкеров в мире гораздо меньше, чем нефтяных, тем более нужного России арктического класса. Почти все они работают в юридическом поле Запада.

Западные СМИ признали, что РФ все же смогла создать теневой флот из 13 СПГ-танкеров. Причем среди них есть даже суда ледового класса Arc4, способные транспортировать голубое топливо по морю с проекта «Арктик СПГ 2»

Все это несмотря на санкции США, нацеленные на производство сжиженного газа в России, и отказа южнокорейских вервей еще несколько лет назад от постройки СПГ-танкеров для «Арктик СПГ 2». Впрочем, российский экспорт СПГ еще далек от выполнения намеченных целей (110-130 млн тонн в год к 2036 году, при том что в 2024-м экспорт составил лишь 34,6 млн тонн). Более того, в западном инфополе утверждают, что хоть у РФ и есть в распоряжении 13 «теневых» танкеров, найти покупателей сжиженного газа российским компаниям достаточно сложно.

План «Б» есть, но этого мало

По данным Росстата, производство сжиженного природного газа в России по итогам первых пяти месяцев 2025-го снизилось на 4,8% (до 14,2 млн тонн) по сравнению с показателями 2024-го. Отчасти это произошло благодаря «прощальным» рестрикциям администрации бывшего президента США Джо Байдена. Согласно его инициативе в январе 2025 года в SDN-лист были включили две среднетоннажные площадки по производству СПГ в Ленинградской области — «Криогаз-Высоцк» и «СПГ Портовая». Справедливости ради стоит отметить, что нынешний глава Белого дома Дональд Трамп эти санкции снимать не торопится и даже намеков не делает.

Тем не менее, как сообщает Bloomberg со ссылкой на данные отслеживания судов и спутниковые снимки, у РФ все-таки работает теневой СПГ-флот, который состоит из:

  • четырех танкеров класса Arc4;
  • пятиобычных СПГ-танкеров в Баренцевом море;
  • двух судов в Финском заливе (очевидно для работы со среднетоннажным СПГ-заводом «Газпрома» — «СПГ Портовая»);
  • двух СПГ-танкеров, которые проходят ремонт на китайских вервях.

В связи с этим американская пресса, ссылающаяся на аналитиков из Arctic Institute (штаб-квартира в Вашингтоне), говорит, что сегодня СПГ-танкеров в распоряжении у РФ де-факто значительно больше, чем это было год назад. 

Однако это все равно не решает проблемы «Арктик СПГ 2», у которого с декабря 2024-го работает первая линия производства сжиженного газа, а вторая была доставлена к месту работы в августе 2024 года и введена в эксплуатацию в мае 2025 года. Постройку третьей линии, по неофициальным данным, перенесли как минимум на 2028 год.

В итоге за время работы «Арктик СПГ 2» было отгружено лишь 8 партий СПГ (последняя отгрузка на танкер Arctic Metagaz была в октябре 2024-го). Учитывая что 27 июня этого года, т. е. впервые за 8 месяцев, к терминалу пришвартовался танкер-газовоз Iris, возможно, вскоре состоится девятая по счету отгрузка СПГ.

Более того, «Ямал СПГ» тоже приходится работать в непростых условиях. После того, как ЕС ввел запрет в своих портах на перевалку сжиженного газа из России, российские компании стали выполнять перегрузку в окрестностях Мурманска. Это подтверждают исследования аналитического Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA — штаб-квартира в Хельсинки).

«С января по май 2025 года 100% перевалки российского СПГ осуществлялось в окрестностях Мурманска», — говорится в отчете CREA.

Газовозы есть, но доступ к ним для России под вопросом

Если верить данным CREA и ряду других запанных аналитических агентств, то за прошедшие месяцы 2025 года российский проект «Ямал СПГ» был почти полностью зависим от СПГ-танкеров класса Arc7, которые принадлежат компаниям, зарегистрированных в Греции, Японии, Великобритании и Сингапуре.

Более того, даже в операциях по перевалке СПГ вблизи Мурманска с судов ледового класса на обычные СПГ-танкеры доля иностранных компаний подавляющая. Из 15 таких судов 12 танкеров принадлежали и были застрахованы фирмами из Японии, Британии и Багамских островов (Багамы, кстати, независимое государство в составе Содружества, возглавляемого Великобританией).

Это значит, что если в Лондоне и Токио в один день примут политическое решение не разрешать компаниями на своей территории выполнять контракты, связанные с российским сжиженным газом, то «Ямал СПГ» некуда будет отгружать газ на экспорт. 

Выходит, для крупнейших проектов по производству и экспорту сжиженного газа в России («Арктик СПГ 2» и «Ямал СПГ») суда есть. Но, во-первых, их меньше, чем нужно для работы даже нынешних мощностей. Сейчас наблюдается падение экспорта сжиженного газа из России. За период январь–май 2025 года РФ экспортировала около 13,2 млн т СПГ, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

Во-вторых, оба проекта ходят, по сути, по лезвию санкционного ножа. 13 СПГ-танкеров теневого флота России, о которых сейчас говорит Bloomberg, не хватит чтобы полностью закрыть потребности проектов по отгрузке, если все остальные фирмы, владеющие судами класса Arc7 откажутся работать с российскими компаниями.

В-третьих, нынешнего теневого флота, причем даже с теми судами, что работают сейчас с российскими СПГ-проектами открыто, не хватит, если «Арктик СПГ 2» начнет расширение производства, о котором говорится в Энергетической стратегии России до 2050 года.

Для понимания масштабов:

  • в теневом СПГ-флоте у РФ сейчас есть якобы 13 судов;
  • для «Арктик СПГ 2» нужно не менее 15 судов ледового класса Arc7;
  • для СПГ-завода в Усть-Луге (проект «Газпрома») требуется 20 газовозов;
  • для «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3» необходимо 40 танкеров.

«Раз „Арктик СПГ 2“ пока вновь не заработал, значит, еще не сложности решены. С другой стороны, формирование флота — необходимость, учитывая риски усиления санкций. „Арктик СПГ 2“ нужны 16 газовозов высокого ледового класса. Таковых сейчас в свободном доступе на рынке нет, так что „теневой флот“ здесь помочь не сможет. Нужно строить такие суда самостоятельно.

Конечно, способы экспортировать сжиженный российский газ даже под санкциями Запада есть. Но они гораздо более скромные по сравнению с нефтяным рынком», — резюмировал в комментарии для «НиК» заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Автор: Илья Круглей

Источник: OilCapital.ru, 03.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики