Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкеры притягивают мины: кто взрывает суда, имевшие связь с российским нефтегазом

Танкеры притягивают мины: кто взрывает суда, имевшие связь с российским нефтегазом

Украинские диверсанты могут закладывать на танкеры, которые перевозят нефть и газ из России, мины. С начала года произошел взрыв уже на шестом судне. Это может быть кампания по запугиванию европейских перевозчиков, которые активно участвуют в экспорте нефти и газа из России.

Последнее ЧП произошло 6 июля на танкере Eco Wizard в Усть-Луге. В Минтрансе заявили, что в результате инцидента во время погрузочно-разгрузочных работ на судне произошла незначительная утечка жидкого аммиака.

«Аварийные службы терминала в настоящее время занимаются ликвидацией последствий происшествия. Силы и средства Балтийского филиала ФГБУ „Морспасслужба“ приведены в полную готовность к аварийно-спасательным работам. Планируется водолазный осмотр судна. Экипаж в количестве 23 человек эвакуирован и находится в порту, пострадавших нет», — сообщало министерство транспорта России.

В телеграм-канале Baza сообщили, что причиной взрыва могла быть диверсия.

«Во время обследования судна с помощью морского дрона специалисты обнаружили на нём две пробоины (их размер — метр на полтора) в районе машинного отделения на глубине 6 и 7 метров. По словам источников, предварительно, металл был загнут внутрь, что может говорить о том, что взрыв произошёл с внешней стороны танкера. Однако официально данная информация пока не подтверждена», — писала Baza.

По ее данным, спецслужбы выяснили, что прибывший из Антверпена танкер не проходил досмотр из-за плохих погодных условий.

С начала этого года взрыв произошел уже на шестом танкере, который перевозит нефть и газ из России.

Серия взрывов началась 17 января, когда инцидент произошел на танкере Seacharm у турецкого Джейхана, откуда вывозят азербайджанскую нефть. Следом, 9 февраля, взрыв произошел на Grace Ferrum у берегов Ливии. В том же месяце тоже самое случилось на танкере Koala в Усть-Луге и на Seajewel у итальянской Савоны. Возобновились взрывы 27 июня — на танкере Vilamoura, который находился у берегов Ливии. Следующим стал Eco Wizard.

 

Иллюстрация: EADaily.

 

Аналитики сразу заметили, что на танкерах не было российских энергоресурсов во время взрывов, но ранее они их перевозили. При этом суда принадлежат или управляются в основном известными европейскими компаниями и не находятся под санкциями — греческими Thenamaris, TMS Tankers и Stealth Maritime. Киев уже пытался давить на греческие танкерные компании и даже вносил их в черные списки. Однако на судовладельцев действовала только угроза ограничений ЕС и США.

«Последние взрывы бомб на судах, совершенные предполагаемыми украинскими диверсантами, по-видимому, являются частью всеобъемлющей кампании запугивания, направленной против судовладельцев и операторов, заходящих в российские порты», — пишет The TradeWinds со ссылкой на аналитиков.

«В отсутствие каких-либо веских доказательств или результатов расследования общей связи случившегося оказалось достаточно, чтобы несколько частных охранных фирм и отраслевых организаций в частном порядке обсудили „вероятность“ того, что взрывы были связаны с Украиной», — пишет уже The Lloyd’s List.

Специализированное издание отмечает, что в марте охранная компания Ambrey опубликовала оценку угроз, по которой пришла к выводу, что волна атак на суда была делом рук неназванных «государственных субъектов».

«Хотя в этом докладе не упоминается Украина, в частных беседах между частными и государственными аналитиками в области безопасности украинские субъекты упоминаются как вероятный и потенциальный источник взрывов», — продолжает The Lloyd’s List.

По его данным, США использовали закрытые политические каналы, чтобы предупредить Киев, что если он каким-то образом причастен к взрывам, то это должно прекратиться немедленно.

«Однако взрыв в Vilamoura говорит о том, что тот, кто стоит за взрывами, не прислушался ни к каким предупреждениям», — отмечает издание. Между тем, продолжает The Lloyd’s List, в отсутствие какого-либо убедительного анализа или убедительных доказательств, представленных агентствами безопасности на международном уровне, судовладельцам остается только гадать, на чем основывать свои оценки рисков. Если в январе и феврале диверсанты могли использовать магнитные мины, которые устанавливают снаружи на корпус судна, то в случае с Vilamoura взрыв мог произойти внутри машинного отделения добавили в издании.

В этом году мировые цены на нефть пошли вниз и котировки российского сырья опустились ниже потолка, установленного странами ЕС и «Большой семерки» в $ 60 за баррель. Это позволило многим перевозчикам, в основном греческим, вернуться на маршруты экспорта нефти и нефтепродуктов из России. Их доля выросла почти до четверти всех перевозок. Судя по тому, что это произошло уже после массовых взрывов в феврале, собственники танкеров приняли меры или не считают угрозу слишком большой.

Череда непонятных подрывов заставила отдельных судовладельцев заказывать осмотр корпуса судов водолазами и подводными аппаратами на наличие мин, писало Bloomberg.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что, по всей видимости, какие-то диверсанты действительно есть.

«В то же время сложно доказать степень вовлеченности какой-то третьей страны, британцев, например. Но это не столь важно, потому что понятно, что без конфликта с Украиной подобных диверсий бы не было в отношении танкеров», — говорит эксперт.

По его мнению, защититься в этой ситуации слишком сложно, потому что идет очень большой поток российской нефти и нефтепродуктов.

«Объемы большие, десятки миллионов тонн. Поэтому, конечно, трафик очень плотный и, соответственно, защитить все эти суда крайне сложно. Мы видим, что Балтика становится все более и более напряженным местом для экспорта российских нефти и нефтепродуктов», — добавляет Игорь Юшков.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов полагает, что защитить танкеры можно только эскортом судов на Балтике и оснащением их гидроакустическими комплексами и средствами борьбы с подводными диверсантами.

«Плюс найм ЧВК, охраняющих морские суда. Насколько я понимаю, определённый опыт на Чёрном море имеется. Пора практику распространять на все направления. Для этого нужны отечественные БЭКи и fpv дроны», — говорит Максим Худалов.

Источник: EADaily, 08.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики