Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Азербайджан не будет делать ничего, что невыгодно Турции

Игорь Юшков: Азербайджан не будет делать ничего, что невыгодно Турции

В последнее время отношения между Россией и Азербайджаном обострились, на этом фоне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Азербайджан готов оказать Сирии поддержку в обеспечении природным газом.

Может ли ухудшение двусторонних отношений повлиять на инвестиционный климат в нефтегазовой отрасли региона, отразиться на поставках энергоресурсов и повлечет ли это риски для российских компаний – мнением с Агентством нефтегазовой информации поделился ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

- Я не думаю, что это сильно коснется энергетической сферы. Да, новые малозначимые проекты могут «встать на паузу» или вообще не будут реализованы, но у нас и сотрудничества не так много с Азербайджаном. Он сколько может, столько добывает. У страны падает добыча, и с этим ничего не сделать, поскольку месторождения старые, выработанные. Себестоимость производства довольно велика, и даже инвестиции, которые делаются международными консорциумами, не могут остановить снижение объема добычи нефти в Азербайджане. Поэтому страна с 2022 года была заинтересована в поставках российской нефти на Бакинские НПЗ. Это позволяет высвобождать собственные объемы нефти и продавать их на экспорт. За счет разницы цен, поскольку наша нефть идет с дисконтом, они могут зарабатывать.

Попытка договориться о регулярности поставок на НПЗ в Баку себя не оправдала, потому что Россия в этом не заинтересована – мы и так продаем свою нефть на мировой рынок, и в этом особой выгоды для нас не было.

Если это делать, надо будет остановить нефтепровод из Махачкалы в Новороссийск и использовать его в обратном направлении – с севера на юг. Но в таком случае Россия не сможет принимать нефть каспийских стран на Махачкалу. Там небольшие объемы, но они есть – нефть Туркменистана, российских месторождений поблизости, Казахстана. За перевалку и прокачку Россия получает деньги. И если мы этот нефтепровод пускаем в реверсе, тогда в Махачкале ничего принимать не сможем. Фактически нефтяной терминал Махачкалы будет заморожен. Ради чего это делать – непонятно.

Когда Азербайджан такую идею подавал в 2023-2024 годах, Россия в ответ для обсуждения предлагала более масштабный проект – расширить нефтетранспортную территорию и из Азербайджана качать нефть через Иран и выходить к Персидскому заливу. В то время даже с Ираном не проговаривали это, просто пока предлагали в качестве варианта для рассмотрения. Если бы поставки шли транзитом через Азербайджан, где часть нефти Баку оставлял себе, но основные объемы уходили бы дальше – на Персидский залив, то морское транспортное плечо до Индии было бы меньше – от залива сразу в Индию. Страна является одним из главных наших покупателей нефти.

Но сейчас Россия не стала бы реализовывать подобный проект с учетом, что пару недель назад Иран угрожал перекрыть Ормузский пролив, и соответственно российская нефть оказалась бы там заперта.

В любом случае, Азербайджан от этой идеи отказывается, не одобряя ее еще и потому, что это ударило бы по Турции, которая годами пытается вытеснить нефтяной трафик с Черноморских проливов и создает условия, приводящие к удорожанию трафика через них, чтобы построить канал и с него взимать деньги. Ведь за проход через проливы нельзя взимать деньги формально по доктрине Монтре, а за проход через канал – можно. И сейчас Турция повышает стоимость всевозможных услуг лоцманов, обслуживания и прочих.

Если бы весь трафик ушел на Азербайджан и Иран, то Черноморские проливы во многом опустели бы. Это не выгодно Турции, а Азербайджан не будет делать ничего, что ей невыгодно.

Транзит по уже существующим газопроводам в Иран продолжается, чтобы во время отопительного сезона удовлетворять возрастающий спрос за счет российского газа. В Иране почти нет подземных хранилищ газа, поэтому когда у них холодает, и нужно здесь и сейчас больше газа, то возникает проблема. У них все месторождения расположены на юге, и основной из них – Южный Парс. Им требуется резко увеличить добычу и быстро качать на север. Чтобы такого не делать, можно использовать дополнительные поставки из России. Об этом уже договорились, и даже планировали во время отопительного сезона в 2025-2026 годах осуществлять первые поставки как раз транзитом через Азербайджан. Если Азербайджан откажется, это больше проблема будет для Ирана. Для России – это небольшие объемы. Таким образом, для нас – хуже не будет, а вот Азербайджан лишится потенциальной транзитной прибыли.

В остальном газ они качают столько, сколько могут. У них есть TAP и TANAP, поставки идут в Турцию. Долгосрочные контракты еще есть в Болгарию и в Грецию – по 1 млрд куб., 8 млрд куб. – в Италию. Тут они «вышли на полку». Мы даже сейчас не конкурируем с ними в этом, потому что тоже качаем по максимуму наших технических возможностей. В этом плане никаких изменений нет. Мы друг от друга не зависим, поэтому ухудшение наших двусторонних отношений на эти поставки не влияет.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 08.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики