|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкие гиганты подстроились под «Газпром»: в Словакии и Венгрии им есть, что терять Немецкие гиганты подстроились под «Газпром»: в Словакии и Венгрии им есть, что терятьОт поставок газа и ядерного топлива в Венгрию и Словакию выигрывают и немецкие компании. После энергокризиса и остановки поставок «Газпрома» в Германию они перенесли часть производства в страны Восточной Европы. Планы Еврокомиссии же по полному отказу от топлива из России угрожают новой промышленной архитектуре ЕС. Канцлер Германии Фридрих Мерц попросил словацкое правительство прекратить блокирование 18-го пакета санкций против России. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо ответил ему. «Правительство Словакии готово поддержать пакет санкций, хотя это никак не повлияет на военное превосходство или экономические показатели Российской Федерации. Однако до тех пор Словакия должна получить четкие гарантии, а не политические обещания, что ее энергетическая безопасность и доступность энергоносителей не будут поставлены под угрозу идеологическим предложением ЕС о прекращении импорта российского газа с 1 января 2028 года», — написал Роберт Фицо в Facebook*. Глава словацкого правительства отметил, что до сих пор соглашение о таких гарантиях не достигнуто. «Правительство Словакии ценит усилия ЕС по поиску решения, но мы отказываемся вести переговоры под давлением громких слов. В Словакии работают 900 немецких компаний. Правительство Германии также должно позаботиться о том, чтобы после 1 января 2028 года Словакия имела достаточно газа по разумным ценам. Это серьезный национально-государственный интерес, за который Германия будет бороться таким же образом», — добавил словацкий премьер-министр, предложив провести немецкому канцлеру переговоры о гарантиях. В июне Еврокомиссия представила окончательную дорожную карту полного отказа от российских энергоносителей. Венгрии и Словакии разрешили получать топливо от «Газпрома» по любым видам контрактов до конца 2027 года. Однако с 1 января 2028 года весь импорт из России должен быть прекращен. Под санкции также попадает и ядерное топливо, однако в Брюсселе не указали конкретные сроки. С 2021 года цены на газ в Европе резко выросли и даже сейчас превышают докризисную стоимость более чем вдвое. Венгрия и Словакия же продолжают закупки у «Газпрома», и это позволяет им сохранять одни из самых низких цен на газ в Евросоюзе. По данным Евростата, стоимость газа для домохозяйств в Венгрии была самой доступной во второй половине 2024 года и составляла 320 евро за тысячу кубометров. Низкие цены на энергоресурсы привлекательны не только для местных в Венгрии и Словакии. Энергокризис стал катализатором нового витка локализации и инвестиций западноевропейских компаний в страны Центральной и Восточной Европы. Вместе с Польшей и Чехией Венгрия и Словакия заняли особое место как ключевые бенефициары немецкой промышленной адаптации. По сути, они стали элементами новой индустриальной архитектуры Европы, ориентированной на устойчивость, инновации и снижение зависимости от глобальных рисков. Венгрия и Словакия давно сотрудничают с немецкими компаниями, однако после 2021 года инвестиции в простое размещение сборочных производств превратились в создание высокотехнологичных, энергоэффективных и ориентированных на будущее промышленных платформ. Немецкие автомобильные и промышленные гиганты Audi, Mercedes-Benz, Bosch, ZF, Schaeffler, Continental и другие запустили в Венгрии и Словакии масштабные проекты, связанные с переходом к электромобилям, локализацией цепочек поставок и цифровизацией производства. Например, в венгерском Гере Audi вкладывает 300 млн евро в крупнейший в Европе центр по производству электродвигателей, а Mercedes-Benz расширяет завод в Кечкемете за 1 млрд евро. В свою очередь, в Словакии Volkswagen вкладывает 1 млрд евро в производство полностью электрических моделей автомобилей. С одной стороны, Венгрия и Словакия находятся рядом с Германией. В то же время правительства обеих стран предоставляют немецкому бизнесу активную поддержку — от налоговых льгот до субсидий и административных преференций. Так, в странах действуют специальные энерготарифы для крупных потребителей, в то время как даже снижение на 5−10% является серьезным подспорьем для энергоемкого производства. По данным немецкого правительства, только в Венгрии работает 3 тыс. компаний из Германии, которые создали 300 тыс. рабочих мест в стране. Обе восточноевропейские страны обеспечены и недорогой электроэнергией благодаря сотрудничеству с Россией. В Венгрии и Словакии базовую нагрузку несут на себе АЭС — 45% и 63% всей генерации. Ядерное топливо поставляет российская ТВЭЛ. При этом газовая генерация покрывает 20% и 15%, но она является маневренной и от ее затрат зависят рыночные цены. За последние годы Венгрия и Словакия превратились в важнейшие звенья в цепочке реиндустриализации Германии и адаптации немецкой промышленности к новой энергетической и технологической реальности. Однако это все может измениться, если Евросоюз заставит обе страны полностью отказаться от российских энергоресурсов. Только в словацкой SPP оценивали потери от остановки поставок «Газпрома» в 287−428 млн евро в год. Для немецких компаний вопрос затрат актуален как никогда, так как им приходится конкурировать с Китаем, который также имеет производственные мощности в Венгрии и считает страну своим окном в Европу. В прошлом году Volkswagen заявил о планах закрыть три завода в Германии. Однако изменил их только под давлением профсоюзов, которые добились того, что часть времени заводы будут просто простаивать, а сокращения будут ползучими: производство сократят на 700 тыс. автомобилей, а рабочие места — на 35 тыс. за счет ранних выходов на пенсию и сокращений с компенсациями. В то же время, замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, если Фридрих Мерц не думает о немецких компаниях в Германии, то с какой стати он будет волноваться о них в какой-то Словакии или Венгрии. Источник: EADaily, 11.07.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Климатическая повестка в России в эпоху ТрампаНовые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|