Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизель меняет курс

Дизель меняет курс

Российское дизельное топливо экспортируется менее активно

Сезонные ремонты НПЗ и оживление спроса внутри страны привели к снижению экспорта российского дизтоплива в июне. Поскольку колебания ежемесячных объемов довольно высоки, эксперты не видят в снижении серьезной проблемы и долгосрочного тренда и ожидают, что максимум к осени, когда заводы выйдут из ремонтов, ситуация нормализуется. Вместе с тем Турция, которая остается одним из ключевых направлений экспорта нефтепродуктов из РФ, сократила поставки на 24% под давлением со стороны Евросоюза.

По итогам июня морской экспорт дизельного топлива из РФ снизился по сравнению с маем на 14%, до 3,4 млн тонн, говорится в отчете Центра ценовых индексов (ЦЦИ). При этом год к году отгрузки выросли на 21%. ЦЦИ называет причиной снижения поставок сезонные ремонты на российских НПЗ и усиление контроля за соблюдением санкций в Турции. В результате усиления проверок в Турции поставки дизеля из РФ сократились на 24%, а экспортеры начали перенаправлять поставки в другие страны — Марокко, куда было отправлено 116 тыс. тонн, и Сингапур с объемом 94 тыс. тонн. Эти страны увеличили закупки российского дизеля в июне на 16% и 100% соответственно.

Аналитик ЦЦИ Давид Мартиросян говорит, что с января 2024 года месячная динамика морского экспорта из РФ колебалась от снижения на 16% до увеличения на 38%. Поэтому, считает он, снижение поставок на 14% в июне можно считать заметным, но не существенным. По его словам, в июне плановые ремонты и обслуживание проводились на Ачинском, Сызранском и Антипинском НПЗ, последний из которых уже вышел из ремонта, а также на НПЗ ТАИФ и «Киришинефтеоргсинтезе», которые, по данным участников рынка, возобновят работу в июле. По мнению аналитика, с учетом окончания ремонтов НПЗ, стабильности внутренних биржевых цен и отсутствия проблем с обеспечением моторным топливом сельхозпроизводителей в июле—августе ожидается восстановление морского экспорта дизеля. Турция остается одним из основных импортеров российского дизеля и, по оценкам ЦЦИ, рисков снижения поставок нет.

13,67 миллиона тонн дизтоплива суммарно импортировала Турция в 2024 году.

Одновременно со снижением морского уровня экспорта в июне объем железнодорожных поставок дизеля вырос на 10%, до 309 тыс. тонн, следует из данных ЦЦИ. Лидером роста в июне стал Таджикистан, увеличив импорт из РФ на 52% к предыдущему месяцу, до 50 тыс. тонн. Такой рост в ЦЦИ связывают с оживлением строительного сектора и ростом спроса в республике. Согласно прогнозу ЦЦИ, по итогам 2025 года поставки дизтоплива в Таджикистан из РФ могут вырасти до 494 тыс. тонн. В Казахстан в условиях ремонта Павлодарского НПЗ поставки дизтоплива в июне выросли на 17%, до 54 тыс. тонн. По оценкам ЦЦИ, после завершения ремонта в середине июля месячный экспорт моторного топлива из РФ в Казахстан может снизиться до 30 тыс. тонн.

Кроме того, по данным ЦЦИ, после модернизации возобновил работу мурманский порт Витино — ключевой канал для экспорта российского арктического дизеля, который не подпадает под санкционные ограничения ЕС и США. Основной сорт перевалки — дизель, произведенный на Киришском НПЗ, который направляют в сторону Чукотки, но, отмечают в ЦЦИ, потенциал порта может использоваться и шире, учитывая его санкционную нейтральность.

Управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко отмечает, что снижение экспорта дизеля из РФ в первую очередь отразилось на внутреннем рынке.

По его словам, потребители ощутили увеличение объемов: ускорились отгрузки, выросли запасы топлива, что привело к снижению оптовых цен. Он добавляет, что текущие оптовые цены на дизель находятся на комфортном уровне: котировки ниже, чем в аналогичный период прошлого года. В ЦИИ отмечают, что биржевые цены на дизель в конце июня — начале июля начали умеренно расти, прибавив за неделю 368 руб., до 56,4 тыс. руб. за тонну. Вместе с тем растет и маржинальность продаж дизтоплива на АЗС — с 5,8 руб. в конце марта до 7,5 руб. в конце июня. Заметным стало и резкое увеличение выплат по топливному демпферу. По оценкам ЦЦИ, удельный размер демпфера по дизтопливу в июне вырос к маю на 151%, а общая сумма налоговых компенсаций по бензину и дизелю нефтекомпаниям за месяц составит около 58 млрд руб.

По оценке эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, снижение экспорта в июле—августе продолжится, но не такими темпами, как в июне. Ситуация, считает он, может нормализоваться ближе к осени, когда завершатся ремонты и спадет спрос. Комментируя усиление контроля в Турции, господин Юшков указывает, что речь, скорее всего, идет об усилении давления со стороны ЕС. Брюссель, по мнению эксперта, пытается ограничить реэкспорт российских нефтепродуктов через третьи страны и Турция может временно сократить закупки. Однако в перспективе схема поставок может быть восстановлена, добавляет Игорь Юшков.

Автор: Ольга Семеновых

Источник: КоммерсантЪ, 11.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики