Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко отказался от премии

Лукашенко отказался от премии

Россия и Белоруссия договорились об условиях поставок нефти в рамках общего рынка. Годовую скидку из-за отмены премии к цене белорусское правительство оценивает в $700 млн, расчеты источников в отрасли скромнее – $375 млн. Схема предусматривает поставки в Россию бензина из Белоруссии: это страховка от топливного кризиса, который может стартовать летом 2012 года.

Россия и Белоруссия утвердили новые условия поставок нефти на 2012–2015 годы. Концерн «Белнефтехим» заявил о согласовании новой формулы ценообразования «в соответствии с соглашением о порядке организации ... общих рынков нефти и нефтепродуктов Белоруссии, Казахстана и России, подписанным в рамках создания Единого экономического пространства».

Соглашение подписали представители белорусских «Белнефтехима», «Нафтана» и Мозырского НПЗ, а также российских «Роснефти»,«Газпром нефти», «ЛУКойла» и «Сургутнефтегаза».

Доли в поставках (в 2012 году общий объем составит 21,5 млн тонн) российские нефтяники не раскрывают.

«Премия отменяется. Пересмотрена формула цены», – цитирует белорусское агентство AFN.by анонимного представителя «Белнефтехима». По его словам, новая цена российской нефти для Белоруссии будет на $20–40 за тонну ниже цены текущего года (средняя цена за 2011 год составляет $437 за тонну).

В начале года российские нефтяники добились включения в формулу цены беспошлинной нефти для Белоруссии дополнительных $45 на тонну, чтобы обеспечить равную доходность при поставках нефти по всем направлениям.

По словам источника, общая экономическая выгода Белоруссии от новых условий поставок за четыре года составит $1,5 млрд.

Но официальные оценки белорусских чиновников значительно выше. Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что для белорусской стороны выгода от новых условий нефтяных поставок достигнет $700 млн в год. Сумма примерно соответствует экономии на отмене премии с учетом объема поставок.

«Вероятно, в формуле изменилась структура премии к нетбэк (цена без учета экспортных пошлин и транспортных расходов), – полагает источник в нефтяной отрасли. – Премия зависит от бюджетных отношений стран, в следующем году отношения России и Белоруссии, как партнеров по ЕЭП, выйдут на новый уровень». Кроме того, формула привязана к объемам поставок, которые также изменились (в 2011 году белорусские заводы закупили 18 млн тонн).

«Если речь идет не о перераспределении доходов от пошлин, а о скидке, то получается, что деньги теряют российские компании, которые заключали сделку», – отмечает Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности. По его мнению, компенсацией для нефтяников может стать продажа белорусских нефтеперерабатывающих заводов в ходе приватизации.

Альтернативный вариант снижения стоимости нефти для Белоруссии, по мнению Симонова, может предусматривать частичное перераспределение доходов от экспортных пошлин. По соглашениям, заключенным весной 2011 года, Россия поставляет нефть в Белоруссию, не взимая пошлины. Если же Белоруссия экспортирует свои нефтепродукты за пределы Таможенного союза, доход от экспортных пошлин полностью перечисляется в российский бюджет (за 2011 год эти перечисления должны составить около $3,5 млрд).

«$700 млн выгоды, о которых говорит Мясникович, могут являться частью этих пошлин», – считает Симонов.

Также новые соглашения впервые предусматривают возможность поставок белорусских нефтепродуктов на территорию России. Но Белоруссия не сможет продавать все нефтепродукты, полученные из российской нефти.

Часть поставок в Белоруссию российские компании по новым условиям смогут осуществлять на условиях процессинга. То есть платить белорусским НПЗ за переработку, забирая нефтепродукты для собственных нужд. В «ЛУКойле» «Газете.Ru» сообщили, что компания сможет поставлять на условиях процессинга до 50% своих объемов. В «Газпром нефти» также заявили, что часть поставок пойдет на процессинг.

Михаил Перфилов из Argus Media напоминает о системном дефиците топлива в России. «Весной и летом это бензин, осенью и зимой – авиакеросин, – поясняет эксперт. – Во время весеннего кризиса Россия закупала бензин у Литвы».

Следующим летом, по словам Перфилова, нефтяники ожидают еще более серьезный дефицит, так как многие НПЗ крупных компаний встанут на долгосрочные ремонты.

Это вызвано требованием властей повысить качество выпускаемого топлива – заводы начнут проводить модернизацию мощностей. «Скорее всего, речь не идет о стабильных постоянных поставках нефтепродуктов из Белоруссии, – полагает Перфилов. – Белоруссия будет поставлять топливо в пиковые для российского рынка периоды».

Но белорусские нефтепродукты в массе качественнее российских. «В основном страна поставляет продукцию своих НПЗ в Евросоюз и на Украину, где ее покупают с премией за качество», – рассказывает Перфилов. Таким образом, России придется покупать топливо по европейским ценам.

Директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков успокаивает: цену будет определять российский рынок. «Сейчас в России разница в цене между бензинами стандарта «евро-3» и «евро-4» крайне невелика, – отмечает эксперт. – В данном случае гораздо более важен тот факт, что поставки из Белоруссии действительно помогут покрыть растущий российский спрос».

Авторы: Алексей Топалов, Денис Лавникевич (Минск)

Источник: Газета.RU, 16.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики